ШЕЛЛИНГ (Schelling) Фридрих Вильгельм Йозеф (27 января 1775, Леонберг, близ Штутгарта - 20 августа 1854, Рагац, Швейцария), немецкий философ.
Образование, встреча с Фихте
Отец Шеллинга был лингвистом, теологом и видным деятелем протестантской церкви в Вюртемберге. Все это предопределило интересы и увлечения сына. В 1785 Шеллинг, получив начальное образование, поступает в латинскую школу в Нюртенгене, через год переводится в семинарию в Бебенхаузене, а осенью 1790 начинается его пятилетнее обучение в теологическом институте в Тюбингене, где он завязывает дружеские отношения с Гегелем и Гельдерлином. В 1792 Шеллинг защищает магистерскую диссертацию об истолковании библейского мифа о грехопадении. В 1793 он встречается с Фихте и попадает под влияние его идей. Он осваивает идеи наукоучения Фихте и публикует ряд работ, выдержанных в фихтеанском духе: "О возможности формы философии вообще" (1794), "Я как принцип философии" (1795), "Письма о догматизме и критицизме" (1795). Правда, уже в последней работе обнаруживается ряд тенденций, из которых впоследствии выросла оригинальная философия Шеллинга. В ней чувствуется интерес автора к Спинозе, и позже Шеллинг говорил, что видит свою заслугу в соединении "реалистического" учения о природе Спинозы с динамичным идеализмом Фихте. Процесс создания Шеллингом собственной системы активизировался в 1797 году, когда вышли в свет "Идеи к философии природы". За "Идеями" последовали работы "О мировой душе" (1798), "Первый набросок системы натурфилософии" (1799), "Введение к наброску системы натурфилософии" (1799) и "Всеобщая дедукция динамического процесса" (1800). Одновременно Шеллинг работает над уточненным вариантом фихтевского наукоучения - "трансцендентальной философией".
Йенские романтики. В Мюнхене
Став в 1798 по рекомендации Фихте, Шиллера и Гете профессором Йенского университета, он читает курсы по трансцендентальной философии, а в 1800 публикует знаменитую "Систему трансцендентального идеализма". В этот период происходят важные изменения в личной жизни Шеллинга. После переезда в Йену он входит в кружок йенских романтиков, общается с братьями Шлегелями и Новалисом. Дружба с женой А. В. Шлегеля Каролиной - "музой" йенских романтиков - переходит в любовь и после разрыва с Шлегелем, покинув Йену, Шеллинг и Каролина венчаются в 1803. В 1803 - 1806 гг. супруги живут в Вюрцбурге, а потом перебираются в Мюнхен, где Шеллинг получает место в Баварской академии наук, а в 1808 становится генеральным секретарем Академии художеств, организует впоследствии ряд интересных выставок и занимает эту должность до 1823. В последние годы пребывания в Йене Шеллинг вместе с Гегелем издавал "Критический философский журнал", пришедший на смену шеллинговского "Журнала умозрительной физики". В этом "Журнале" в 1801 появилась работа, обозначившая поворот в философском творчестве Шеллинга (а он пробовал себя и в художественной литературе: в 1799 написал вольнодумную поэму: "Эпикурейские воззрения Гейнца Упрямца", стихи под псевдонимом Бонавентура; раньше Шеллингу приписывали и роман "Ночные бдения" Бонавентуры, но его авторство сомнительно): "Изложение моей философской системы". Здесь Шеллинг начинает решительный отход от Фихте и презентует систему абсолютного тождества (подвергнутую в 1807 резкой критике Гегелем), учение об абсолюте, очищенное от лишних элементов, мешавших его полному развертыванию в прежних работах. Он доказывает, что различие субъекта и объекта, идеального и реального существует только "в явлении", в единичном, тогда как "в себе" они тождественны. Шеллинг говорил, что "Изложение" открывает ряд публикаций по "идеальной философии". Но он предпринимал попытки переработать в свете новой концепции и свои натурфилософские идеи, философию искусства и т. д. Учение об абсолюте получает развитие в диалоге "Бруно" (1802), двух частях "Дальнейшего изложения моей философской системы" (1802), "Философии и религии" (1804) и "Философских исследованиях о сущности человеческой свободы". Этот трактат, вышедший в 1809 качестве первого тома его "Философских сочинений", стал последней значительной работой, опубликованной самим Шеллингом. Осенью того же года неожиданно умирает Каролина.
Новая семья. "Философия мифологии" и "Философия Откровения"
Немного оправившись от потрясения, Шеллинг читает в 1810 популярный курс по своей философии - так называемые "Штутгартские приватные лекции". Тогда же Шеллинг начинает работу над "Мировыми эпохами", продолжавшуюся несколько лет. Работа над "Мировыми эпохами", в которых идет речь о самооткровении Бога, совпала с новым поворотом его жизни. В 1812 он женится на Паулине Готтер и вскоре становится отцом большого семейства. Продолжая интенсивно работать, Шеллинг постепенно приходит к выводу о необходимости дополнения своей прежней философии "позитивной частью", в состав которой должны входить философия мифологии и философия откровения. В 1821 в Эрлангене Шеллинг читает курс "Философии мифологии" и готовит к публикации одноименную работу. В 1826 он получает приглашение на профессуру в новообразованном университете в Мюнхене, а в 1827 становится президентом Баварской академии наук. В том же году он начинает чтение лекций в университете Мюнхена курсом по "Истории новой философии" и продолжает "Мировыми эпохами", "Философией мифологии" и "Философией Откровения". В 1830-е годы Шеллинг регулярно читает "Философию мифологии", "Философию Откровения" и "Систему позитивной философии" (с зимнего семестра 1832 года). В 1840 Шеллинга приглашают в Берлин. Среди слушателей знаменитого курса по "Философии откровения" 1841 были М. Бакунин, С. Кьеркегор, Ф. Энгельс. Чтение курсов по философии мифологии и философии откровения Шеллинг продолжал до 1845.
Итоги
В последние годы жизни Шеллинг возвращается к проблемам "негативной" философии и готовит к изданию рукописи своих незавершенных произведений. Вскоре после смерти Шеллинга его сын К. Ф. А. Шеллинг издал собрание сочинений отца в 14 тт.
По характеру Шеллинг был весьма эмоциональным человеком и при случае мог переходить на личности. Эмоциональность чувствуется и в его работах. Шеллинг порой балансировал на грани философии и поэзии, философии и теософии. Он испытал значительное влияние мистических теорий Я. Беме и Ф. Баадера. В ранний период он признавал зависимость от фихтевских идей, в позднюю - акцентировал значимость ряда положений кантовской философии. Гегеля он считал своим учеником, который, однако, исказил и ухудшил принципы его системы. Философия Шеллинга - это постоянное возобновление одних и тех же интуиций в самых разных контекстах. Она символизирует вечную новизну философской мысли, невозможность раз и навсегда решить "предельные" вопросы.
Натурфилософия
Признавая правоту учения Фихте о приоритете деятельности над статичным бытием, Шеллинг в то же время стремился восполнить пробел фихтевского наукоучения, состоящий в излишней психологизации этой деятельности. Исключительное внимание Фихте к человеческому Я обернулось фактическим игнорированием им природной сферы. Природа сводилась у Фихте к абстрактному не-Я как инструменту морального совершенствования. Он словно не видел, что она являет собой сложный организм, образованный взаимодействием множества разнообразных сил. И Шеллинг предлагает взглянуть на природу так, как Фихте смотрел на человеческое Я. Одно время Шеллинг считал, что этот шаг просто расширяет наукоучение Фихте. На деле он вел к кардинальному изменению фихтевской онтологической модели. Дуалистичность становилась теперь внутренним качеством бытия. Так или иначе, но Шеллинг говорил, что неправильно видеть в природе просто застывший объект или совокупность таких объектов. Природа - пусть "спящий", но все же дух. Она не только "продукт", но и "продуктивность". Ей присуще изначальное единство этих двух противоположных моментов. На исходном уровне природа обнаруживает себя в противоположности света и материи. Свет выступает как первичный идеальный принцип, своего рода "мировая душа", материя - реальный. Материя на этом уровне сводится к гравитации. Соединение света и материи приводит к "динамическому процессу", происходящему через "потенциирование" силы тяжести. Над всеобщим тяготением возникает особенное, а именно магнетическое притяжение. Магнетизм переходит в феномен электричества, с помощью которого Шеллинг хочет объяснить чувственно воспринимаемые качества мира. Движение от неорганического к органическому свидетельствует о победе идеального начала над реальным. В органическом мире материя теряет самостоятельность и сводится к роли инструмента для жизни. Шеллинг говорит о лестнице органических существ, продвижение по которой соответствует все большему подчинению материи жизненной форме. Шеллинг проявлял готовность рассматривать формирование органической материи в эволюционном плане, хотя и не был склонен распространять принцип развития на неорганический мир. При этом он был уверен в эвристической ценности натурфилософии или, как он ее еще называл, "высшей физики". Высшая физика, по Шеллингу, не вырастает из опыта, а конструируется философом a priori, пусть и на материале опыта.