Piplz.ru - Сайт о людях и для людей!
Сайт о людях - биографии знаменитостей, статьи, новости.
Навигация
Меню
Разделы сайта
Опросы
Какая информация на сайте Вас заинтересовала?

Фотографии знаменитых людей
Биографии исторических личностей
Биографии современных знаменитостей
Новости из жизни публичных людей

  Поиск




Стасов Василий- биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация.


Стасов Василий Петрович [24 июля (4 августа) 1769, Москва — 24 августа (5 сентября) 1848, там же], русский архитектор. Представитель ампира.

Путь в архитектуру

Родился в семье небогатого чиновника. Учился в гимназии Московского университета. Рано потеряв отца, вынужден был в 1783 поступить на службу в Московскую управу благочиния «строительным помощником», где, проработав 11 лет, прошел хорошую профессиональную школу (здесь работали многие ученики В. И. Баженова и М. Ф. Казакова).

В 1794 поступил на военную службу в гвардейский Преображенский полк унтер-офицером, однако вскоре вышел в отставку и возвратился в Москву, где был зачислен «коллежским протоколистом» в Соляную контору — на должность, позволившую ему заниматься архитектурой. Оформив коронационные торжества (1801) обратил на себя внимание императора Александра I. Наградой ему была пенсионерская заграничная командировка. В 1802-08 изучал архитектуру во Франции и Италии, получил звание профессора Академии св. Луки в Риме. После возвращения в Россию был зачислен на службу в Кабинет его величества, а затем назначен «состоять при Петербургском военном губернаторе для составления фасадов и наблюдения за строениями».

Первые проекты

В эти годы ведущую роль в архитектурной жизни Петербурга играли такие мастера, как А. Д. Захаров и А. Н. Воронихин, с ними молодой зодчий еще не мог конкурировать. В 1811 Стасов выполнил проект губернских присутственных мест и проект перестройки дворца Г. А. Потемкина в Екатеринославе, затем проект памятника-мавзолея павшим в Полтавской битве, за что в том же году получил звание академика петербургской Академии художеств.

В начале 1820-х гг. на смену Тома де Томона, Захарова и Воронихина приходит плеяда молодых зодчих, среди которых одно из первых мест по праву принадлежит Стасову. В 1817-21 Стасов перестраивает (бывшее здание Ломбарда, архитектор Ю. М. Фельтен), а фактически возводит заново огромное здание Павловских казарм на Марсовом поле в Петербурге. Подобно Захарову в Адмиралтействе и К. И. Росси в Главном штабе, Стасов решил проблему архитектурного завершения огромной площади, получившей общегосударственное значение. Одновременно он перестраивает и здание Конюшенного ведомства (1817-23).

Триумфальные ворота

Большую роль в творчестве Стасова играют триумфальные сооружения, после войны 1812 эти постройки становятся главными. До этого большинство триумфальных арок носило временный характер и делалось из дерева. Они быстро ветшали и разрушались. Единственным исключением были московские Красные ворота, построенные Д. В. Ухтомским. Триумфальными сооружениями Стасова были чугунные ворота «Любезным моим сослуживцам» в Царском селе (ныне Пушкин), Нарвские триумфальные ворота (1827-34; медная колесница — скульптор П. К. Клодт, С. С. Пименов, скульптурный декор — М. Г. Крылов, Н. А. Токарев и др.) и Московские триумфальные ворота (1834-38; скульптор Б. И. Орловский) — одно из лучших произведений зодчего. Монументальные 12-колонные ворота в виде портика дорического ордера сооружены в память победы в русско-турецкой войне 1828-29 гг. (отлиты из чугуна, с медными коваными деталями; высота 24 м, ширина 36 м).

Павловские казармы в Санкт-Петербурге



Культовые постройки

В Петербурге Стасов построил два больших собора — Спасо-Преображенский (1827-29) и Троицкий (1828-35), оба стали памятниками архитектуры позднего классицизма.

Спасо-Преображенский собор был сооружен на месте сгоревшей в 1825 церкви Преображенского полка. Сохранив старые стены, внутреннюю планировку и общую объемную структуру, Стасов создал монументальный крестово-купольный 5-главый храм с мощным 4-колонным портиком ионического ордера. Деревянный резной иконостас и алтарная сень собора выполнены по его рисункам. Уникальным сооружением является ограда Преображенского собора, где столбы сделаны из соединенных цепями стволов пушек, захваченных в войне с Турцией, а решетка между столбами решена в виде копий (1829-32).

Троицкий собор имеет более торжественный облик. Он представляет собой крестообразное 5-купольное сооружение, украшенное монументальными портиками коринфского ордера и скульптурным фризом, контрастно выделяющимся на гладком фоне стен, в нишах установлены бронзовые фигуры ангелов (скульптор С. И. Гальберг). Сооружен в слободе Измайловского полка, в связи с чем часто называют Измайловским. В 1969 в ограде Троицкого собора был установлен бюст Стасова (скульптор М. Т. Литовченко, архитектор Ж. М. Вержбицкий).

В 1832 по повелению Николая I Стасов завершает строительство неоконченного собора Смольного монастыря, построенного великим В. В. Растрелли.

Сооружения в Царском селе, Москве и другие

Выдающимся ансамблем, созданным Стасовым, была усадьба в Грузине, полностью разрушенная в годы Великой Отечественной войны (1815-16; пристань с причальными башнями, великолепная колокольня, чугунный храм, беседки в парке, купол собора, сооруженного еще в 1801 архитектором Ф. Демерцовым).

Много строил Стасов и в Царском селе: Манеж (1819-21), Большая оранжерея (1820-23), Конюшенный корпус (1823), часть интерьеров Царскосельского дворца для императрицы Марии Федоровны и др. Хорошо выполнял дизайн интерьера.

В Москве по проекту (1821) Стасова были возведены Провиантские склады на Красной площади, построенные под наблюдением архитектора Шестакова (строительство окончено в 1835). Это произведение зодчего отличает монументальность, почти полное отсутствие декора, точное образное решение.

Стасов — последний представитель русской классической архитектуры, расцветшей во второй половине 18 и начале 19 вв. Похоронен в Некрополе мастеров искусства. На доме (Галерная улица, 40), где в Петербурге в 1817-30 жил Стасов, установлена мемориальная доска.