Альберти (Alberti) Леон Баттиста (18 февраля 1404, Генуя — апрель 1472, Рим), итальянский гуманист, философ, архитектор, художник, теоретик искусства.
Родился в семье знатного флорентийского изгнанника. Учился у известного гуманиста Гаспарино да Барцицца в Падуе, затем в Болонье у Франческо Филельфо и в университете, по окончании которого стал доктором канонического и гражданского права. Несколько лет служил у церковных иерархов, а с 1432 и до конца жизни занимал место аббревиатора (своего рода нотариус суббота) при папской курии.
Литератор и архитектор
Литературное наследие Альберти весьма разнопланово: к 1425 относится комедия «Филодокс» (1890), затем были написаны трактаты «Деифира» (1481) и «О преимуществах и тяготах занятия науками» (1890); первые три книги диалогов «О семье» (1844) составлены в 1432-1434, в 1440 или в 1441 к ним добавлена еще одна; в 1435 сочинены трактаты «О статуе» (1568) и «О живописи» (1540), гораздо позже, в 1449, созданы «Десять книг о зодчестве» (1485); между 1434 и 1443 появились трактаты «О праве» (1890) и «Первосвященник», «Жизнеописание Св. Потита» (1568), диалоги «Теодженио» (1490) и «О спокойствии души» (1844); после 1443 написан аллегорический трактат «Мом, или о государе» (1520), в 1449 — «Математические забавы» (1568); к наиболее значительным произведениям последующих лет относятся «Застольные беседы» (1890) и «Домострой» (1848). По проекту Альберти в 1446-51 Б. Росселлино выстроил палаццо Ручеллани — новый тип особняка-палаццо, в оформлении фасадов церквей Сан-Франческо в Римини и Сан-Андреа в Мантуе Альберти использовал мотивы древнеримской архитектуры (триумфальные арки и аркады).
Круг занятий и увлечений
Хотя большую часть жизни Альберти провел в Риме и других городах Италии и лишь время от времени наведывался во Флоренцию, именно под воздействием импульсов культурной и художественной среды этого города складывалось его мировоззрение, все более и более расширялся круг его занятий и увлечений. Человек разносторонних дарований и широкой культуры, Альберти известен прежде всего как выдающийся теоретик искусства и архитектуры; вместе с тем, он и зодчий-практик, автор знаменитых архитектурных проектов, занимался живописью, ваянием и иными видами искусства, причем не только изобразительного — он хорошо разбирался в музыке и прекрасно играл на органе. Как писателя-гуманиста его внимание одинаково привлекали и жизнь общества, и устои семейных отношений, и проблемы человека, и принципы хозяйствования, и вопросы этики, политики, права, психологии. Он обнаруживал большие познания в математике, оптике, механике, задумывал и проектировал различные приборы и инструменты, посвящал специальные работы выведению ценных пород лошадей, тайнам женского туалета, шифрам, графологии. Под стать этой всеохватности интересов и творческих устремлений сама личность Альберти, эмблематичная для всего ренессансного гуманизма. Безмерным трудолюбием и упорством он добивался необыкновенных успехов в физической подготовке и воинских упражнениях, в совершенстве усваивал любую отрасль науки и искусства, формировал свой нравственный облик, настойчиво воспитывал в себе человеколюбие, обходительность, щедрость, сдержанность — таким, ставшим уже для современников человеком-легендой, запечатлен он в биографии 15 в., авторство которой не без основания приписывают самому же Альберти.