Piplz.ru - Сайт о людях и для людей!
Сайт о людях - биографии знаменитостей, статьи, новости.
Навигация
Меню
Разделы сайта
Опросы
Какая информация на сайте Вас заинтересовала?

Фотографии знаменитых людей
Биографии исторических личностей
Биографии современных знаменитостей
Новости из жизни публичных людей

  Поиск




Шевченко Тарас - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация.


ШЕВЧЕНКО Тарас Григорьевич [25.2 (9.3).1814, с. Моринцы, ныне Звенигородского р-на Черкасской обл., - 26.2 (10.3). 1861, Петербург], украинский поэт, художник, мыслитель, революционный демократ.

Родился в семье крепостного крестьянина. Рано осиротел; был пастухом, батраком у попа, с 14 лет "казачком" у своего помещика П. В. Энгельгардта. Грамоте учился у сельского дьячка. С 1829 жил с помещиком в г. Вильнюсе, а с его переездом в Петербург (нач. 1831) был отдан (в 1833) в обучение к "разных живописных дел цеховому мастеру" Ширяеву.

Весной 1838 Шевченко был выкуплен из крепостной неволи. Первые из дошедших до нас произведений Шевченко - баллада "Порченая", стих. "Думка" ("Течёт вода в сине море"), "Вечной памяти Котляревского" и поэма "Катерина" - датируются 1837- 1838.

В 1840 вышел сборник поэтических произведений Шевченко "Кобзарь", где были впервые опубликовал стих. "Думы мои", "Перебендя", "Думка", "К Основьяненко", "Иван Подкова", баллада "Тополь", поэмы "Катерина" и "Тарасова ночь". Раннее творчество Шевченко, итоги которого были подведены появлением "Кобзаря", развивалось в русле романтизма. В балладах и поэмах реальность тесно сплетается с фантастикой народных легенд и преданий; в основе сюжетов лежит несчастная, трагически обречённая любовь.

Однако уже в ранних произведениях Шевченко заметна мощная струя реализма: его героини полны неподдельно правдивого чувства, за их страданиями видятся конкретные жизненные обстоятельства. "Катерина", например, вполне реалистическая поэма о горькой судьбе, отчаянии и самоубийстве простой крестьянской девушки, обманутой офицером и брошенной им с ребёнком на руках. С течением времени тема любви и женской доли приобретает в творчестве Шевченко всё большую историческую определённость. Оправдывается и освящается беспощадная месть угнетателям за поруганное человеческое достоинство (поэмы "Слепая", 1842, "Марина", 1848, "Княжна", 1847).

То же движение к реализму и в исторической теме. От ранних произведений "Тарасова ночь" (1838), "Иван Подкова" (1839), проникнутых романтикой старинных преданий, поэт всё ближе подходит к теме национально-освободительной борьбы. В самой крупной из его исторических поэм "Гайдамаки" (1841) изображены события великого народного восстания 1768, известного под названием "Колиивщина", против шляхетского польского гнёта. Эта поэтическая эпопея исторически правдива и при том вся обращена к современности: воспоминаниями о славе предков Шевченко стремился воззвать угнетённый украинский народ к революционной борьбе за своё освобождение.

В мае 1843 Шевченко поехал на Украину; вернулся в Петербург в февр. 1844; весной 1845 снова отправился на Украину, намереваясь поселиться в Киеве. Впечатления от поездок по Киевской, Полтавской, Черниговской и Волынской губерниям (в качестве художника Киевской археографической комиссии), в особенности от тяжёлого положения закрепощённого крестьянства, заметно усилили революционные устремления Шевченко. Во время поездок он писал антикрепостнические стихи, занося их в альбом ("Три года"), читал их знакомым, давал переписывать.

В 1846 Шевченко вступил в тайное Кирилло-Мефодиевское общество, где занимал наиболее левые позиции; в апреле 1847 по доносу провокатора был арестован и затем отдан в солдаты в Орскую крепость (в Оренбургскую губ., а в 1850 - в Новопетровское укрепление на п-ове Мангышлак, ныне г. Форт-Шевченко) за то, что, как сказано в приговоре, "сочинял стихи на малороссийском языке, самого возмутительного содержания". Утверждая приговор о ссылке и "строжайшем наблюдении, дабы от него, ни под каким видом, не могло выходить возмутительных сочинений", Николай I добавил от себя: "под строжайший надзор с запрещением писать и рисовать" (цит. по кн.: Тарас Шевченко. 1963, с. 50).

Стихи и поэмы "Сон" (1844), "Кавказ" (1845), за которые царизм преследовал поэта, знаменовали новый этап в развитии украинской политической лирики и сатиры. В них Шевченко поднялся на новую ступень исторического и политического сознания. Здесь он гневно заклеймил самодержавие, призывал народы к общечеловеческому братству, прославлял борьбу народов России против колониального угнетения. Оба произведения знаменовали новый шаг в развитии реализма Шевченко, в развитии его революционно-демократических взглядов.

С этими и последующими его произведениями 40-50-х гг. украинская поэзия полноправно вошла в круг развитых европейских литератур и оказала в 19 в. большое влияние на поэзию славянских народов. Выдающуюся роль в этом сыграли стихотворение "Завещание" ("Як умру, то поховайте...", 1845), содержавшее открытые призывы к свержению царизма и крепостничества и предвещавшее народам прекрасное будущее, и поэма "Еретик" ("Иван Гус") (1845), направленная против церковного мракобесия и политической реакции, проникнутая идеей дружбы народов.

В ссылке Шевченко пробыл с июня 1847 по авг. 1857 и был освобождён после смерти Николая I. Ссылка не убила талант Шевченко и не сломила его волю и революционные убеждения. Стихотворения и поэмы "невольничьей музы" (так называл поэт свои произведения, созданные в ссылке и тщательно скрываемые при обысках и арестах) отмечены ростом революционных настроений: в цикле стих. "Цари" (1848) с новой силой звучит обвинительный приговор коронованным тиранам и призыв к расправе с ними.

В цикле "В каземате" (1847) поэт излил горячую, обострённую ссылкой любовь к Украине и её закрепощённому народу, а в др. стихах - чувство братской любви ко всем угнетённым народам (напр., к казахам в стих. "Топор был за дверью у господа бога...", 1848).

В годы ссылки были написаны реалистические повести на русском языке: "Княгиня" (1853), "Музыкант" (1854-55), "Несчастный", "Капитанша", "Близнецы" (все - 1855), "Художник" (1856); ранее были написаны повести "Наймичка" (1844) в "Варнак" (1845); после ссылки - "Прогулка с удовольствием и не без морали" (1856-58); все они проникнуты антикрепостническими настроениями. В центре повестей "Варнак", "Музыкант", "Художник", "Прогулка..." - личность крепостного интеллигента, в судьбе которого много автобиографических черт. Во взглядах героя на искусство звучит голос автора - убеждённого сторонника реализма, близкого теории и практике "натуральной школы" в русской литературе.

Возвращение Шевченко из ссылки было долгим и трудным. По дороге, в Новгороде, он был задержан, ему запретили въезд в обе столицы. Однако друзья добились для него разрешения жить в Петербурге, куда он прибыл весной 1858. Здесь он сблизился с кругом авторов "Современника" и близко сошёлся с H. Г. Чернышевским, H. А. Добролюбовым, H. А. Некрасовым, M. Л. Михайловым, бр. Kyрочкиными и др. В его сатире зазвучали ещё более резкие и гневные ноты. "Третье отделение" снова установило за поэтом строгий надзор. Летом 1859, когда Шевченко поехал на Украину, его арестовали близ с. Прохоровка, а после ареста обязали покинуть Украину и вернуться в Петербург.