Piplz.ru - Сайт о людях и для людей!
Сайт о людях - биографии знаменитостей, статьи, новости.
Навигация
Меню
Разделы сайта
Опросы
Какая информация на сайте Вас заинтересовала?

Фотографии знаменитых людей
Биографии исторических личностей
Биографии современных знаменитостей
Новости из жизни публичных людей

  Поиск




Распутин Валентин - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация.


РАСПУТИН Валентин Григорьевич (р. 15 марта 1937, пос. Усть-Уда Иркутской области), русский писатель; лауреат Государственной премии 1977, 1978) и премии фонда Солженицына (2000); в 1989-1991 - народный депутат СССР.

Окончил историко-филологический факультет Иркутского университета (1959), в течение ряда лет - до того, как стать профессиональным писателем, - работал журналистом в Сибири. В молодости дружил с А. В. Вампиловым. В настоящее время живет в Москве и в Иркутске. Один из самых ярких представителей так называемой "деревенской прозы", расцвет которой пришелся на 1970-е гг.

Этапы жизни и творчества

Творчество Распутина во многом автобиографично, что подчеркнуто названием первого сборника его рассказов "Я забыл спросить у Лешки" (1961), за которым последовали другие: "Край возле самого неба" (1966), "Человек с того света" (1967). Основное место действия его произведений - Приангарье: сибирские деревни и поселки. Повесть "Деньги для Марии" (1967), конфликт которой основан на столкновении традиционных нравственных ценностей и материальных реалий современной жизни, принесла Распутину широкую известность,
Следующая повесть "Последний срок" (1970) ознаменовала начало, самого продуктивного этапа творчества Распутина (1970-е гг.). К нему также относятся сборник рассказов "Вверх и вниз по течению" (1972), повести "Живи и помни" (1975) и "Прощание с Матерой" (1976) - вершина творчества писателя.
Из произведений Распутина, созданных в последующие, во многом кризисные для писателя и, как ему представляется, для всей русской литературы годы, выделяется повесть "Пожар" (1985), воспроизводящая целый ряд мотивов повестей 1970-х гг., окрашенных в апокалиптические тона.

Космология Распутина

Распутин 1970-х гг. изображает современную действительность сквозь призму природно-космического порядка бытия. Складывается особая распутинская мифопоэтика, подвигающая исследователей его творчества сравнивать его с У. Фолкнером и Г. Гарсиа Маркесом. Художественное пространство прозы этого периода Распутина организовано по вертикальной оси "земля" - "небо" - как система восходящих окружностей: от "житейской круговерти" до "вечного круговорота жизни" и круговращения небесных светил. В своем творчестве Распутин исходит из представления о норме жизни, заключающейся во взаимной согласованности противоположных начал бытия. Залогом такого целостного гармонического восприятия мира является жизнь и труд человека на земле в согласии со своей совестью, с самим собой и жизнью природы.

Главная героиня повести "Последний срок" - умирающая старуха Анна, воскрешая в памяти прожитую жизнь, ощущает свою причастность вечному круговороту природного бытия, переживает таинственность смерти как главного события в жизни человека. Ей противопоставлены четверо ее детей, приехавших проводить мать в последний час и вынужденных находиться рядом с ней три дня, на которые Бог отсрочил ее уход. Их поглощенность повседневными заботами, их суетливость и суетность резко контрастируют с духовной работой, происходящей в угасающем сознании старой крестьянки (авторское повествование включает в себя обширные пласты не собственно прямой речи, представляющей мысли и переживания героев повести, прежде всего, самой Анны).

"Последний срок" - элегический пролог трагедии, которую запечатлевает Распутин в повести "Живи и помни" (1974): старуха Анна и ее непутевые дети все же собираются в ее "последний срок" под общей отцовской крышей, а вот дезертировавший из армии Андрей Гуськов (события, описываемые в "Живи и помни", относятся к концу Великой Отечественной войны) целиком отрезан от мира. Символ его безысходного одиночества и нравственного одичания - волчья нора на острове посреди Ангары, где он скрывается от людей и властей. Его жене Настене, тайком от людей навещающей мужа, всякий раз приходится переплывать реку - преодолевая водную преграду, которая во всех мифах отделяет мир живых от мира мертвых. Настена - подлинно трагическая героиня, оказывающаяся в положении невозможного выбора между любовью к мужу, (Андрей и Настена - венчанные в церкви муж и жена) и необходимостью жизни в миру, среди людей, ни в одном из которых она не может найти ни сочувствия, ни поддержки. Поселковая жизнь, окружающая героиню повести - уже не тот цельный гармоничный замкнутый в своих границах крестьянский космос, символом которого в "Последнем сроке" предстает изба Анны. Самоубийство Настены, уносящей с собой в глубокие воды еще одну народившуюся жизнь: ребенка Андрея, которого страстно желала и зачала с ним в его волчьем логове, становится трагическим искуплением вины Андрея, но не может вернуть ему человеческого облика.

Прощание с "крестьянской Атлантидой"

Звучащие уже в "Последнем сроке" темы расставания с поколениями людей, живших и трудившихся на земле, прощания с матерью-прародительницей, с миром праведников трансформируются в сюжете повести "Прощание с Матерой" (1976) в миф о гибели всего крестьянского мира. На "поверхности" сюжета повести - история затопления расположенного на острове сибирского села Матеры волнами "рукотворного моря". В противоположность острову из "Живи и помни", остров Матера (материк, твердь, суша), постепенно уходящий на глазах читателей повести под воду, - символ земли обетованной, последнее пристанище тех, кто живет по совести, в согласии с Богом и с природой. Доживающие свои последние дни старухи во главе с праведницей Дарьей отказываются переселяться в новый поселок (новый мир) и остаются до смертного часа охранять свои святыни - крестьянское кладбище с крестами и царственный листвень, языческое Древо жизни. Лишь один из переселенцев - Павел - навещает Дарью в смутной надежде прикоснуться к истинному смыслу бытия. В противоположность Настене он плывет из мира "мертвых" (механической цивилизации) в мир живых, но это - погибающий мир. В финале повести на острове остается только мифический Хозяин Острова, отчаянный крик которого, звучащий в мертвой пустоте, завершает повествование.

"Пожар"

Девять лет спустя в повести "Пожар" (1985) Распутин вновь обращается к теме гибели общинного мира - на сей раз не в воде, а в огне, в пожаре, охватившем торговые склады леспромхозовского поселка, символически возникшего на месте затопленной деревни. Вместо того чтобы совместно бороться с бедой, люди поодиночке, состязаясь друг с другом, растаскивают выхваченное из огня добро. Главный герой повести шофер Иван Петрович, с точки зрения которого описывается происходящее на горящих складах, - уже не прежний распутинский герой-праведник: он находится в неизбывном конфликте с самим собой, ищет и не может найти "простоту смысла жизни". Соответственно, усложняется и дисгармонизируется авторское видение мира. Отсюда - эстетическая двойственность стиля "Пожара", в котором запечатленный во всех подробностях образ горящих складов, соседствует с символико-аллегорическими обобщениями и публицистическими зарисовками "кочевого" быта леспромхоза.

В последнее десятилетие

Эти же публицистические интонации становятся все более ощутимы в прозе Распутина второй половины 1980-х - 1990-х гг. Аляповато-лубочное изображение в рассказах "Видение", "Вечером", "Нежданно-негаданно", "Новая профессия" (1997) нацелено на прямолинейное (а порой и агрессивное) обличение происходящих в России в постперестроечное время перемен. Вместе с тем, в лучших из них, таких как "Нежданно-негаданно" (история городской девочки-побирушки Кати, подброшенной в деревню сквозному персонажу последних распутинских рассказов Сене Позднякову), сохраняются следы былого стиля Распутина, тонко чувствующего природу, продолжающего разгадывать тайну человеческого бытия, всматриваясь туда, где лежит продолжение земного пути.