Piplz.ru - Сайт о людях и для людей!
Сайт о людях - биографии знаменитостей, статьи, новости.
Навигация
Меню
Разделы сайта
Опросы
Какая информация на сайте Вас заинтересовала?

Фотографии знаменитых людей
Биографии исторических личностей
Биографии современных знаменитостей
Новости из жизни публичных людей

  Поиск





Будущий знаменитый советский композитор появился на свет в Могилеве 9 января 1923 года. Спустя шесть лет семья Колмановских перебралась в Москву и поселилась в старом доме на Арбате. Первые сознательные годы жизни маленького Эдуарда прошли в театральной и музыкальной среде. Значительное влияние на становление личности и таланта мальчика оказала его тетка, служившая актрисой в Вахтанговском театре и часто бравшая его с собой на репетиции и спектакли.

В 1936 году Колмановского приняли в музыкальную школу при училище имени Гнесиных, а затем и в само училище, где он занимался фортепиано и композицией под руководством прославленных педагогов О.Ф. Гнесиной и Ф.Е. Витачека. В 1941-1945 гг., обучаясь в Московской консерватории, Колмановский увлеченно занимается классической музыкой. Весь ранний период его творческой деятельности пронизан академизмом: за дипломной работой («Концерт для альта») последовали созданные в начале 1950-х сюиты для симфонического оркестра «Лирическая», «На греческие темы» и «Славянская». Их объединяет безупречный композиторский стиль и искусно вплетенные в музыкальное повествование фольклорные мотивы.

Окончив консерваторию, Колмановский получает должность музыкального редактора на радио. В его обязанности среди прочего входила переработка иностранных мелодий для соответствия их русскоязычному тексту. В 1954 году он начинает творческое сотрудничество с МХАТом – пишет сюиту для постановки «Двенадцатая ночь». В последующем композитор будет регулярно создавать музыку для спектаклей Вахтанговского театра, Театра сатиры («Женский монастырь», «Старые друзья»), «Современника» («Голый король»), Центрального детского театра («Том Кенти»). В 1950-е годы им также было создано множество снискавших популярность и любовь публики романсов на стихи А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, шотландского поэта Роберта Бернса, а также советских поэтов К.Ваншенкина, В.Орлова, Е.Евтушенко, М.Танича, Л.Дербенева, Е.Долматовского и многих других.

К жанру эстрадной песни Колмановский впервые обратился в конце 1950-х и сразу же добился успеха: одно из первых произведений – песня «Я люблю тебя, жизнь!» на стихи К.Ваншенкина в исполнении Марка Бернеса – принесла ему всесоюзную славу и всенародную любовь. Тонким композиторским чутьем Колмановский уловил атмосферу своего времени – его лирические песни удивительно точно передают романтические устремления современной ему советской молодежи («Вы служите, мы вас подождем», «Бирюсинка»).

Колмановскому гениально удавалось вместить в рамки одной песни и трогательную лиричность, и сильное патриотическое воздействие. Свидетельства тому – по-особенному выразительные мелодии песен «Я вернусь к тебе, Россия!», «Алеша», «Мужчины», «Товарищ мой», а также негласный гимн московского Всемирного конгресса миролюбивых сил 1964 года «Хотят ли русские войны?», переведенный на большинство европейских языков. По завершении конгресса запись этой песни в исполнении Георга Отса была подарена каждому из участников.

Эдуарду Колмановскому, как и большинству советских композиторов, не всегда удавалось избегать неприятного общения с органами, контролировавшими выпускаемую в стране музыкальную продукцию. Конечно, порой не обходилось без курьезных ситуаций. Так, к примеру, чиновникам показалась неуместной и подлежащей изменению фраза из песни «Журавленок» на стихи И.Гофф, гласившая, что «та сторона теплей, а родина милей». Разобравшись со смыслом, песню в исполнении Майи Кристалинской все же выпустили в эфир без корректировок.

Исполнять песни Колмановского считали честью М.Бернес, В.Трошин, И.Кобзон, Л.Зыкина, Л.Лещенко. Однако обычно он писал песни, видя их будущего исполнителя в лице конкретного певца. Среди его любимых певиц – Клавдия Шульженко («Вальс о вальсе») и Валентина Толкунова («Тает снег», «Песенка без конца»). Считается, что именно ему принадлежит идея песни-диалога, воплощенная им в «Белой книге» (или «Диалоге у новогодней елки»), прозвучавшей в фильме «Москва слезам не верит».

На протяжении всей карьеры у Колмановского складывались прекрасные плодотворные отношения с кино. Его первой работой стала музыка к мультипликационному фильму «Ореховый прутик», созданному по мотивам словацких сказок. Здесь ему представилась счастливая возможность вновь поработать с близкой сердцу и любимой со студенческой скамьи фольклорной тематикой. Среди полнометражных картин, музыку и песни к которым создавал Колмановский, зрителю особенно запомнились и полюбились «По семейным обстоятельствам», «Вас вызывает Таймыр», «Большая перемена». В последнем из указанных фильмов прозвучала песня «Черное и белое» (или «Мы выбираем, нас выбирают…»), ставшая визитной карточкой актрисы Светланы Крючковой.

Эдуарда Колмановского нельзя было назвать публичным человеком. О его семейной жизни известно немногое: жена Тамара Наумовна Майзель, с которой они познакомились еще школьниками, была филологом, кандидатом наук, преподавала английский язык. У них родилось двое сыновей. В 1968 году Тамара Наумовна погибла в автокатастрофе. Старший сын Сергей пошел по стопам отца и стал известным композитором, младший Александр – успешным психологом.
Колмановский почти не давал интервью, неохотно отмечал круглые даты, изредка соглашался на творческие встречи со зрителями. На многочисленные приглашения к участию в концертах он обычно отвечал отказом, считая своим исключительным призванием и делом всей жизни сочинение музыки. Композитор ушел из жизни 27 июля 1994 года в Москве и был похоронен на Введенском кладбище.

Творчество Эдуарда Колмановского отмечено почетными званиями Заслуженного деятеля искусств РСФСР и Народного артиста СССР. В 1984 году композитор был удостоен Государственной премии СССР.