В 1936 году Колмановского приняли в музыкальную школу при училище имени Гнесиных, а затем и в само училище, где он занимался фортепиано и композицией под руководством прославленных педагогов О.Ф. Гнесиной и Ф.Е. Витачека. В 1941-1945 гг., обучаясь в Московской консерватории, Колмановский увлеченно занимается классической музыкой. Весь ранний период его творческой деятельности пронизан академизмом: за дипломной работой («Концерт для альта») последовали созданные в начале 1950-х сюиты для симфонического оркестра «Лирическая», «На греческие темы» и «Славянская». Их объединяет безупречный композиторский стиль и искусно вплетенные в музыкальное повествование фольклорные мотивы.
Окончив консерваторию, Колмановский получает должность музыкального редактора на радио. В его обязанности среди прочего входила переработка иностранных мелодий для соответствия их русскоязычному тексту. В 1954 году он начинает творческое сотрудничество с МХАТом – пишет сюиту для постановки «Двенадцатая ночь». В последующем композитор будет регулярно создавать музыку для спектаклей Вахтанговского театра, Театра сатиры («Женский монастырь», «Старые друзья»), «Современника» («Голый король»), Центрального детского театра («Том Кенти»). В 1950-е годы им также было создано множество снискавших популярность и любовь публики романсов на стихи А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, шотландского поэта Роберта Бернса, а также советских поэтов К.Ваншенкина, В.Орлова, Е.Евтушенко, М.Танича, Л.Дербенева, Е.Долматовского и многих других.
К жанру эстрадной песни Колмановский впервые обратился в конце 1950-х и сразу же добился успеха: одно из первых произведений – песня «Я люблю тебя, жизнь!» на стихи К.Ваншенкина в исполнении Марка Бернеса – принесла ему всесоюзную славу и всенародную любовь. Тонким композиторским чутьем Колмановский уловил атмосферу своего времени – его лирические песни удивительно точно передают романтические устремления современной ему советской молодежи («Вы служите, мы вас подождем», «Бирюсинка»).
Колмановскому гениально удавалось вместить в рамки одной песни и трогательную лиричность, и сильное патриотическое воздействие. Свидетельства тому – по-особенному выразительные мелодии песен «Я вернусь к тебе, Россия!», «Алеша», «Мужчины», «Товарищ мой», а также негласный гимн московского Всемирного конгресса миролюбивых сил 1964 года «Хотят ли русские войны?», переведенный на большинство европейских языков. По завершении конгресса запись этой песни в исполнении Георга Отса была подарена каждому из участников.
Эдуарду Колмановскому, как и большинству советских композиторов, не всегда удавалось избегать неприятного общения с органами, контролировавшими выпускаемую в стране музыкальную продукцию. Конечно, порой не обходилось без курьезных ситуаций. Так, к примеру, чиновникам показалась неуместной и подлежащей изменению фраза из песни «Журавленок» на стихи И.Гофф, гласившая, что «та сторона теплей, а родина милей». Разобравшись со смыслом, песню в исполнении Майи Кристалинской все же выпустили в эфир без корректировок.
Исполнять песни Колмановского считали честью М.Бернес, В.Трошин, И.Кобзон, Л.Зыкина, Л.Лещенко. Однако обычно он писал песни, видя их будущего исполнителя в лице конкретного певца. Среди его любимых певиц – Клавдия Шульженко («Вальс о вальсе») и Валентина Толкунова («Тает снег», «Песенка без конца»). Считается, что именно ему принадлежит идея песни-диалога, воплощенная им в «Белой книге» (или «Диалоге у новогодней елки»), прозвучавшей в фильме «Москва слезам не верит».
На протяжении всей карьеры у Колмановского складывались прекрасные плодотворные отношения с кино. Его первой работой стала музыка к мультипликационному фильму «Ореховый прутик», созданному по мотивам словацких сказок. Здесь ему представилась счастливая возможность вновь поработать с близкой сердцу и любимой со студенческой скамьи фольклорной тематикой. Среди полнометражных картин, музыку и песни к которым создавал Колмановский, зрителю особенно запомнились и полюбились «По семейным обстоятельствам», «Вас вызывает Таймыр», «Большая перемена». В последнем из указанных фильмов прозвучала песня «Черное и белое» (или «Мы выбираем, нас выбирают…»), ставшая визитной карточкой актрисы Светланы Крючковой.
Эдуарда Колмановского нельзя было назвать публичным человеком. О его семейной жизни известно немногое: жена Тамара Наумовна Майзель, с которой они познакомились еще школьниками, была филологом, кандидатом наук, преподавала английский язык. У них родилось двое сыновей. В 1968 году Тамара Наумовна погибла в автокатастрофе. Старший сын Сергей пошел по стопам отца и стал известным композитором, младший Александр – успешным психологом.
Колмановский почти не давал интервью, неохотно отмечал круглые даты, изредка соглашался на творческие встречи со зрителями. На многочисленные приглашения к участию в концертах он обычно отвечал отказом, считая своим исключительным призванием и делом всей жизни сочинение музыки. Композитор ушел из жизни 27 июля 1994 года в Москве и был похоронен на Введенском кладбище.
Творчество Эдуарда Колмановского отмечено почетными званиями Заслуженного деятеля искусств РСФСР и Народного артиста СССР. В 1984 году композитор был удостоен Государственной премии СССР.