Piplz.ru - Сайт о людях и для людей!
Сайт о людях - биографии знаменитостей, статьи, новости.
Навигация
Меню
Разделы сайта
Опросы
Какая информация на сайте Вас заинтересовала?

Фотографии знаменитых людей
Биографии исторических личностей
Биографии современных знаменитостей
Новости из жизни публичных людей

  Поиск



хостинг от .masterhost


Рихтер Герхард — биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация.


Герхард Рихтер (нем. Gerhard Richter; род. 9 февраля, 1932, Дрезден) — современный художник Германии. Его произведения включены в собрания крупнейших музеев Европы. Недавно художник отпраздновал юбилей. Находясь в почтенном возрасте, 80-летний патриарх абстракционизма, кажется, переживает ренессанс своего искусства. Согласно журналу Capital он считается самым дорогим художником современности, 90 его работ включены в рейтинг Skate Тор 5000 самых дорогих произведений искусства, совокупная рыночная стоимость проданных картин превышает сумму $500 млн.

В начале 1980-х Рихтер написал цикл из 24 натюрмортов с белыми свечами, но не сумел продать ни одного полотна. Прошлой же осенью на лондонских торгах Christie's один из этих натюрмортов ушел за $16,5 млн. Тотчас вслед за этим на Sotheby's лондонский коллекционер Лили Сафра заплатила $20,8 млн за «Абстрактную картину» 1997 года — персональный рекорд Герхарда на сегодняшний день. Что это? Возвращение моды на абстракцию? Или время настоящего понимания столь непростого искусства?

Справедливости ради нужно заметить, что сам Рихтер испытывает некоторое замешательство от заоблачных сумм, которые выкладывают за его работы. Перед открытием выставки в Лондоне он заявил, что считает цены на современное искусство абсурдными и ничем не обоснованными.

Герхард Рихтер родился в 1932 году в Дрездене в семье школьного учителя. Его становление как художника происходило в Восточной Германии, где с детства он был окружен искусством и архитектурой соцреализма. В 1959 Рихтер впервые познакомился с современным западным искусством на организованной Арнольдом Боде выставке пол названием Documenta в немецком городе Кассель: после того как он воочию увидел работы Джексона Поллока и холсты Лучио Фонтаны, его жизнь круто изменилась. По крайней мере, теперь он знал, в каком направлении идти. Ему не хватало информации, он двигался на ощупь, интуитивно. Поддержка со стороны матери, которая — что во все времена было редкостью — посоветовала сыну стать художником, помогла определиться с выбором призвания. С 1961 по 1964 годы Герхард получает классическое образование в Дрезденской академии художеств. За несколько месяцев до возведения Берлинской стены он и его жена, отягошенные только одним чемоданом, переезжают в Дюссельдорф. Расставшись с Восточной и перебравшись в Западную Германию, Рихтер начал работать с художниками Зигмаром Польке и Конрадом Фишером-Лойгом, манипулируя, в духе поп-арта, с рекламными объявлениями и дорожными знаками. Вскоре три художника основали группу с сатирическим названием «Капиталистические реалисты». Герхард работает на стыке живописи и фотографии. Первая выставка «реалистов» состоялась в 1963 году в пустом павильоне в Дюссельдорфе, но уже в 1967 году творчество Герхарда было отмечено премией «Молодое дарование Запада». Рихтер усиленно ищет себя.

Этот период его творчества можно назвать новаторски-хулиганским. В ход идут снимки из газет и популярных журналов, из личного архива. Он с точностью переносит их на холст, словно доверяет объективу больше, чем собственному зрению, и бесконечно экспериментирует — меняет резкость, свет, глубину, смазывает изображение, грубо очерчивает контуры. Берет за основу самое доступное и понятное из сокровищницы мирового искусства, усиливая эффект за счет художественных средств, ставших доступными только в XX веке.

В 1970-х годах Рихтер написал серию картин в духе минимализма, озаглавленную «Серое» и представлявшую собой плоские монохромные поверхности. С тех пор именно серый стал излюбленным цветом художника. В 1975 году Рихтер написал: «Серый. Он не делает никаких заявлений; не пробуждает ни чувств, ни ассоциаций; он не видим и не невидим. Его неприметность дарит ему способность быть посредником, проявлять нечто, как фотография. Он может, как никакой другой цвет, сделать видимым «ничто». Для меня серый — единственный эквивалент беспристрастности, безоружное, безопеночности, отсутствия формы».

В 1972 году Герхард представлял искусство Германии на Венецианской биеннале, где ему — единственному из художников — был отдан целый павильон. А первая персональная выставка его работ в США прошла в 1973 году. Рихтер этого периода видит искусство как нечто, что должно быть отделено от собственных истории, композиции и цвета. Он считал, что картина должна быть сосредоточена на самом изображении, хотел найти новый способ живописи, которая не была бы скована и зажата. Его высказывания о собственных работах полны опровержений. «Я не следую никакой особой цели, системе и направлению, — утверждал он, — у меня нет программы, стиля, курса следования».

В конце 70-х — начале 80-х годов Рихтер продолжал писать абстрактные полотна, цветные либо просто серые, используя печатную продукцию, любительскую и профессиональную фотографию. Главная, и по сути, единственная тема всех образов и стилистических решений, используемых Рихтером. — сама живопись, чьи выразительные средства тщательно исследуются и препарируются. В поисках художника прослеживаются сомнения относительно существования семантических и стилистических связей в искусстве. В этом периоде его творчества, периоде расцвета, причудливо сочетаются традиции реализма с патетикой поп-арта, поздними феноменами неформальной живописи, модными течениями абстрактного экспрессионизма и фотореализма. Рихтер понимает живопись как активное действие, поиск реальности сегодняшнего дня.

Долгое время он работал над серией «Цветные таблички», где на основе красного, синего, желтого и зеленого разработал более четырех тысяч цветовых тонов, появившихся затем на полотнах циклов «Расход красок» (1972/1973) и «Абстрактные картины», (1978). С этим методом связаны и другие работы, большинство из которых остались без названия; характерной чертой их стала ассоциативность. Иные картины он создавал при помощи больших шпателей и скребков, распределяя краску так, чтобы получились непредсказуемые цветовые пятна и полосы. Накладывает краску большой широкой кистью, один цвет поверх другого, вслед за чем огромным шпателем, иногда во всю длину двухметрового холста, смазывает поверхность, вызывая к жизни замысловатые цветовые переходы — процесс сродни магическому ритуалу, в котором сам творец не знает заранее, каким будет результат. Весьма часто результат выглядел издевкой над теорией распределения цвета и принципами художественной композиции, что выдает в авторе увлечение самим процессом созидания. Например, Рихтер брал фотографию в качестве модели для создаваемого полотна, а затем, написав картину с изображения, вновь делал фотографию уже с готовой работы. Часто его художественные работы получались не отличимыми от фотографий, и наоборот. Рихтер вводил фотографию в границы живописной традиции. «У содержания нет формы, — любил повторять он. — Живопись — это создание аналогии непередаваемого и непостижимого. Хорошая картина непостижима».

Творчество Рихтера можно уподобить многоэтажному зданию, на разных уровнях которого одновременно протекает очень разная, но всегда напряженная жизнь. Это красочные жестикуляционные абстракции и загадочные пространственные головоломки, утонченные пейзажи, полные нежных мотивов, и жестокие по содержанию хроники бурных событий XX века. Отличительная черта стиля Рихтера, которая присутствует во многих его произведениях, — расплывчатость. «Расплывчатость по Рихтеру» — название одной из его предъюбилейных выставок в Германии. Художник объясняет, что «размытость делает картины более полными. Когда они не размыты, многие детали кажутся неправильными». В этом секрет — его картины окутаны мягким туманом, который словно бы защищает их от неправильного толкования. Художник останавливается в шаге от окончательного решения и не признает искусство, которое навязывает определенные истины, тем более идеологию.

В 1981 году Герхард Рихтер стал лауреатом премии Арнольда Воде, а в 1985 — премии Оскара Кокошки. С этого момента работы художника можно встретить во всех крупнейших выставочных залах мира. Знаком особого признания стала ретроспектива «Творчество за сорок лет», прошедшая в 2002 году в Музее современного искусства в Нью-Йорке. На выставке было представлено 188 экспонатов — по масштабам музея беспрецедентное число работ. Также его произведения включены в собрания крупнейших галерей Европы.

Собиратели особо ценят крупные абстракции Рихтера конца 1980-х, в которых чувствуется влияние Френсиса Бэкона и Марка Ротко. Ретроспективы для Рихтера давно уже не редкость. Центр Помпиду удостоил его персональной выставки еще в 1977-м, а два года спустя нынешний директор лондонской галереи Tate Николас Серота организовал его первую британскую выставку в престижной Whitechapel Gallery.

Сегодняшняя масштабная ретроспектива «Герхард Рихтер: панорама», приуроченная к 80-летнему юбилею художника, продумана со всей основательностью, помноженной на любовь к живому классику. Здесь есть все: и знаменитые фотореалистические картины, и огромные абстрактные полотна, портреты, пейзажи, цветы, объекты из стекла и зеркал. Из зала в зал шаг за шагом зритель может проследить творческий путь художника. Смысловые нити тянутся от одного цикла к другому, серая живопись переходит в цветные таблицы, пейзажи растворяются в абстракциях, картины сменяются объектами... Столь щепетильный подход Рихтеру по душе. Он вообще знаменит своей тщательной обстоятельностью. Те, кто бывал в его доме в Кельне, говорят, что художник живет почти отшельником, в белом доме с окнами, выходящими в сад. Скромный быт самого дорогого живописца современности разделяют лишь его третья жена Сабина и младший сын Морин. В мастерской идеальный порядок, на безупречно сером полу ни пятнышка краски, а кисти и тюбики разложены по своим местам. Много хлопот доставляет презентация готовой картины: Рихтер весьма педантичен в отношении определенного места, которое работа будет занимать на выставке, цвета и фактуры рамы, если таковая требуется, освещения, а также расстояния, с которого зритель будет рассматривать полотно. И, тем не менее, Рихтера можно назвать весьма плодовитым художником — всего он создал три тысячи картин!

Юбилейная выставка «Герхард Рихтер: панорама» продолжает колесить по европейским столицам, переехав из лондонской Тейт Модерн в берлинскую Новую национальную галерею, а оттуда — в парижский Центр Помпиду. В феврале этого года в газете «Нью-Йорк Тайме» появилась статья с несколько ироничным названием: «Немцы заключают в объятия художника как своего героя». «Несмотря на мороз и хрустящий под ногами снег, — пишет берлинский корреспондент этой газеты, — сотни энтузиастов искусства стояли с утра в длинной очереди перед Новой национальной галереей, чтобы увидеть ретроспективную выставку Герхарда Рихтера. «Он — самый великий из живущих ныне немецких художников, — говорит 60-летняя берлинка Моника Дитц. — После всего, что я читала и слышала о нем, я решила сама убедиться в том, насколько он значителен». Сегодня работы художника активно продаются на аукционах: ежегодно на торги попадает в среднем более двух сотен его полотен, что дает покупателям регулярные сведения о положении цен на рынке Рихтера. Примечательно, что при этом в штате у художника числится только один продавец — нью-йоркский дилер Мэриан Гудман. Как и Герхард, не являясь по натуре тусовщицей, Мэриан успевает все, в том числе регулярно проводить выставки Рихтера в своей галерее.

Несколько лет назад художник пережил инсульт, однако он по-прежнему в форме и легко передвигается, на носу его всегда красуются стильные очки и — он продолжает творить. Например, совсем недавно сделал подарок самой большой в Германии католической церкви — Кельнскому кафедральному собору, восстановив огромный витраж площадью 100 м, разрушенный во время Второй мировой войны. Свою приверженность христианству Рихтер декларировал в речи по случаю присуждения ему премии за выдающиеся заслуги в области искусства. В большей степени, чем кто-либо, Герхард Рихтер изобразил многообразие и «всеядность» глобального мира, он оказался нужным человеком в нужное время, когда в изобразительном искусстве потребовался воистину творец с разносторонними способностями, человек Ренессанса. Подобно Леонардо да Винчи, Рихтер работал в разных стилях и направлениях, владел кистью и фотоаппаратом, был открыт всем влияниями и событиям, происходящим вокруг. Как в одной голове могло уместиться столь многоликое творчество? Это загадка.