Piplz.ru - Сайт о людях и для людей!
Сайт о людях - биографии знаменитостей, статьи, новости.
Навигация
Меню
Разделы сайта
Опросы
Какая информация на сайте Вас заинтересовала?

Фотографии знаменитых людей
Биографии исторических личностей
Биографии современных знаменитостей
Новости из жизни публичных людей

  Поиск




Быков Ролан - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация.


БЫКОВ Ролан (Роланд) Антонович (Анатольевич) (12 ноября 1929, Киев - 6 октября 1998, Москва), российский актер, режиссер театра и кино. Народный артист СССР (1990). Лауреат премии Московского комсомола (1967) за создание фильмов для детей и юношества.

Яркое актерское дарование

В 1951 окончил театральное училище имени Б. В. Щукина и стал актером Московского ТЮЗа. В 1957-59 руководил студенческим театром МГУ. В 1958-60 - главный режиссер Ленинградского театра имени Ленинского комсомола. Снимался в кино с 1954. Первый значительный образ создал в фильме "Шинель" (1959), сыграв Акакия Акакиевича Башмачкина в лучших традициях русской психологической школы, одновременно подчеркнув трагикомичность "маленького человека". Эта тема в разных регистрах проигрывается в ряде других актерских работ Быкова: эксцентрично ("Я шагаю по Москве", 1964), фарсово ("Женитьба Бальзаминова", 1965; "Последняя реликвия", 1971), трагифарсово (телефильм "Вызываем огонь на себя", 1965; "Андрей Рублев", 1966), приобретая драматическое измерение ("Звонят, откройте дверь!" и "Здравствуй, это я!", 1966) или даже трагический пафос ("Комиссар", 1967, выпуск 1988, премия "Ника" за роль).

От актерских работ к режиссуре

Хотя актер предпочитал намеренно снижать возвышенную героику при помощи юмористической трактовки ("Служили два товарища", 1968), чуть остраняя поведение персонажа в исключительной ситуации ("Мертвый сезон", 1968) или же явно заземляя героя ("Операция "С Новым годом", 1971, выпуск; "Проверка на дорогах", 1986). Страсть Быкова к буффонаде, карнавализации, демонстративному обнажению приемов игры, сознательному нарушению рамок искусства очевиднее всего проявилась в режиссерской работе "Айболит-66" (также лихо и виртуозно он сыграл в нем роль Бармалея), в которой талантливо и новаторски использовал жанр мюзикла и принцип вариоэкрана, что позднее применил в лирической комедии "Автомобиль, скрипка и собака Клякса" (1975).

Однако щедро одаривая зрителей остроумными и блестящими актерскими находками в ряде лент 1970-х годов (телефильмы "Большая перемена", "Приключения Буратино", "Про Красную Шапочку", киноленты "Деревня Утка", "Приключения Али-Бабы и сорока разбойников"), он все-таки чаще разбрасывался впустую. После постановки нескольких картин для детей и юношества ("Семь нянек", 1962; "Пропало лето", 1964, совместно с Н. В. Орловым; "Внимание, черепаха!", 1970, главная премия на Международном кинофестивале детских фильмов в Москве; "Телеграмма", 1972) Быков смог добиться лишь на телевидении в 1977 реализации давно вынашиваемой экранизации "Носа" Н. В. Гоголя (сыграл также четыре роли). Неожиданно мрачная интерпретация и некоторый стилевой разнобой этой ленты повлияли на то, что она встретила раздражение начальства и была показана в советские времена только один раз.

Вынужденно сосредоточившись на актерской деятельности, Быков удачнее выступал в трагикомическом амплуа ("Подранки", 1977; "Из жизни отдыхающих", 1981). С большим трудом, преодолевая сопротивление различных инстанций, он все-таки смог снять свою самую бескомпромиссную работу - нравственную драму из жизни школьников "Чучело" (1984, Государственная премия СССР, 1986).

В последние годы

Со второй половины 1980-х годов, посвятив себя занятиям в продюсерско-руководящей сфере (сначала в объединении "Юность" на "Мосфильме", потом в созданном в 1989 Всесоюзном центре кино и телевидения для детей и юношества, ныне Международном фонде развития кино и телевидения для детей и юношества имени Ролана Быкова), стал редко сниматься. Хотя эти немногочисленные роли, не лишенные трагизма ("Письма мертвого человека", 1986; "Серые волки", 1992) или трагифарсовые ("Оно", 1990), вполне можно соотнести с работами лучшего актерского периода в творчестве Быкова во второй половине 1960-х годов, когда он даже подготовил в театре роль Пушкина, но так и не получил соизволения предстать на сцене.