Piplz.ru - Сайт о людях и для людей!
Сайт о людях - биографии знаменитостей, статьи, новости.
Навигация
Меню
Разделы сайта
Опросы
Какая информация на сайте Вас заинтересовала?

Фотографии знаменитых людей
Биографии исторических личностей
Биографии современных знаменитостей
Новости из жизни публичных людей

  Поиск




Никулин Юрий - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация.


НИКУЛИН Юрий Владимирович (18 декабря 1921, г. Демидов Смоленской области - 21 августа 1997, Москва), российский актер цирка и кино. Народный артист СССР (1973). Лауреат Государственной премии РСФСР (1970). Участник Великой Отечественной войны.

В 1949 окончил студию разговорных жанров при Московском цирке и стал там же выступать в жанре клоунады (в дуэте с М. Шуйдиным). Приобретя известность в цирковых интермедиях, в которых смешные репризы и пантомима сочетались с мастерским выполнением трюковых номеров, Никулин был в 1958 приглашен в кино, где в небольших ролях ("Девушка с гитарой", "Неподдающиеся", "Друг мой, Колька!", "Без страха и упрека") первоначально повторял, по сути, цирковые приемы эксцентрики. Казалось бы, и знаменитая киномаска Балбеса (короткометражки Л. И. Гайдая "Пес Барбос и необычайный кросс" и "Самогонщики", 1961, а также его же комедии "Операция "Ы" и другие приключения Шурика", 1965; "Кавказская пленница", 1966), которая пользовалась невероятной зрительской популярностью, была создана по законам исключительно внешнего комизма.

Однако сыгранные тогда же вновь у Гайдая роли в фильмах "Деловые люди" (1963) и "Бриллиантовая рука" (1968) подтвердили, что Никулин склонен обнаруживать за маской комического героя по-своему страдательную натуру, а несколько простоватая физиономия не исключает наличия у ее обладателя подлинных человеческих чувств, порой весьма драматических переживаний. К счастью, актер уже успел в убедительной житейской драме "Когда деревья были большими" (1962) с блеском продемонстрировать несоответствие обманчивого облика сложному внутреннему естеству того, кто считается отверженным в обществе. Способность к лиризму и трогательность в исполнении роли трудно перевоспитывающегося пьяницы Кузьмы Иорданова пригодилась Никулину в фильмах "Ко мне, Мухтар!" (1965), "Телеграмма" и "Двенадцать стульев" (1971), "Старики-разбойники" (1972), "Точка, точка, запятая..." (1973) и особенно "Чучело" (1984), в которых он создал образы простодушных, наивных, чудаковатых, но чрезвычайно добрых и отзывчивых героев. Природный трагикомизм таких персонажей, как монах Патрикей ("Андрей Рублев", 1966, выпуск на экран - 1971) и солдат Некрасов ("Они сражались за родину", 1975), из-за жестокости исторических событий, участниками которых они оказываются, поневоле приобретает подлинно драматический пафос.

Вершиной актерского мастерства Никулина в кино стала уникальная по достоверности, максимально сдержанная по манере и вместе с тем подспудно наполненная богатыми эмоциями роль журналиста Лопатина в ленте "Двадцать дней без войны" (1977) А. Ю. Германа. Став в 1982 главным режиссером и директором Цирка на Цветном бульваре, Никулин, к сожалению, практически перестал сниматься в кино, но часто появлялся на телевидении (особенно удавалась ему роль ведущего в передаче "Белый попугай"). Подкупающая искренность, неподдельная человеческая теплота, умение расцвечивать жизнь, тонкое чувство юмора снискали ему подлинно народную любовь.

В 2000 в Москве рядом со зданием цирка на Цветном бульваре открыт памятник Юрию Никулину (скульптор Александр Рукавишников, архитектор Михаил Посохин).