Базаров Владимир Александрович [27 июля (8 августа) 1874, Тула — 16 сентября 1939, Москва], российский философ, экономист и публицист.
Из дворян. Отец — земский врач. В 1892 окончил Тульскую гимназию и поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета (1892-1897). В 1900-1901 — за границей, в Берлине завершил свое университетское образование. В 1904 под влиянием А. А. Богданова примкнул к фракции большевиков, однако вскоре отошел от большевизма, оставаясь по своим политическим взглядам убежденным социал-демократом до конца жизни. После революции 1905-1907 гг. сблизился с меньшевиками. Вместе с Богдановым и П. С. Юшкевичем в конце 1915 Базаров возглавил отдел философии в редакции организованного М. Горьким журнала «Летопись». Отрицательно воспринял Октябрьскую революцию 1917. В годы Гражданской войны жил в Харькове (1919-1921), где при его участии издавался журнал «Мысль». C 1921 Базаров работал в государственных плановых органах, разрабатывал методологию анализа денежной эмиссии и хозяйственного баланса страны. В 1930 уволен из Госплана и исключен из Коммунистической академии общественных наук (членом которой был с 1918) как участник организации «экономистов-вредителей». В середине 1930-х гг. был арестован и отбывал ссылку в средней полосе России. По возвращении умер от астмы.
Первая важная философская работа Базарова — статья «Авторитарная метафизика и автономная личность» в сб. «Очерки реалистического мировоззрения (1904), который был полемическим ответом на сб. «Проблемы идеализма» (1903) с участием П. Б. Струве, Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова и др. Соединяя теорию познания Э. Маха и Р. Авенариуса с социальной философией марксизма, Базаров критиковал «абсолюты», отстаиваемые «идеалистами» в области гносеологии и морали. Базаров был активным участником философских споров, которые вели в начале 20 в. «ортодоксы» русской социал-демократии. В статье «Мистицизм и реализм нашего времени» (сб. «Очерки по философии марксизма», 1908) выявил различия между материализмом Маркса и материализмом школы Г. В. Плеханова. В дальнейшем он критикует «догматический материализм»: полемизирует с «иероглифической» концепцией Плеханова, с теорией отражения В. И. Ленина. Философские статьи, направленные против метафизики как «идеализма», так и «материализма», собраны в сборнике Базарова с характерным названием «На два фронта» (1910). В качестве убежденного («духовного») марксиста Базаров полемизировал с Д. С. Мережковским, А. А. Блоком, Вяч. И. Ивановым и др. русскими «религиозными интеллигентами». В 1900-х гг. Базаров переводил философскую и экономическую литературу (вместе с И. И. Скворцовым-Степановым перевел на русский язык «Капитал» К. Маркса, 1907-1909); вновь занялся перводческой деятельностью в 1930-х гг. (переводил художественную литературу вместе с женой, репрессированной вскоре после его смерти).