Piplz.ru - Сайт о людях и для людей!
Сайт о людях - биографии знаменитостей, статьи, новости.
Навигация
Меню
Разделы сайта
Опросы
Какая информация на сайте Вас заинтересовала?

Фотографии знаменитых людей
Биографии исторических личностей
Биографии современных знаменитостей
Новости из жизни публичных людей

  Поиск




Ян ван Эйк — биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация


Эйк (Ван Эйк) (Eyck) Ян (ок. 1390, Маасейк, близ Маастрихта, ныне в Бельгии — 1441, Брюгге), нидерландский художник. Один из основоположников искусства Северного Возрождения.

Биографические вехи


Учился, возможно, у старшего брата Губерта (последнему принято было приписывать часть художественного наследия Яна; эта проблема — и даже степень их родства — до сих пор остается нерешенной). Работал придворным живописцем великого герцога Иоанна Баварского в Гааге (1422-25), а с 1425 — в Лилле и Брюгге при дворе герцога Бургундского Филиппа III Доброго. Как доверенное лицо герцога ездил в 1427 в Испанию для переговоров о женитьбе Филиппа на инфанте Изабелле; вторая аналогичная поездка Яна (в 1428-29, теперь уже касательно бракосочетания герцога с другой инфантой, Изабеллой Испанской) оказалась более удачной. В 1430 обосновался в Брюгге.

Гентский алтарь

В 1432 Ян Ван Эйк завершил свое самое значительное произведение, ознаменовавшее наступление новой эпохи в живописи Нидерландов, — монументальный многочастный алтарь для одной из капелл собора св. Бавона в Генте (до сих пор хранится там же). На 26 панелях художник с удивительным правдоподобием и в то же время поэтически проникновенно воплотил современные ему представления о мире земном и небесном. В верхнем ярусе внешней части алтаря представлено Благовещение, в нижнем — фигуры двух Иоаннов, Крестителя и Евангелиста, написанные в технике гризайль, а также портретные образы заказчика, гентского бюргера Иосса Вейдта и его супруги. Колорит внешних створок достаточно сдержан, но залитые светом просторные покои Девы Марии в сцене Благовещения — с солнечным городским пейзажем за окном — внушают чувство приближающегося чуда.






























По праздникам створки алтаря распахивались, и перед собравшимися в церкви открывалось сияющее красками лучезарное зрелище. Масляная живопись, освоенная в Нидерландах в этот период (Яну Ван Эйку даже приписывалось ее изобретение), раскрыла здесь свои выразительные возможности в полном блеске: сквозь тонкие прозрачные слои красок проступает более светлый подмалевок, что позволяет добиться необычайной глубины и светосилы цвета, эффекта драгоценного мерцания красок.

Центр верхнего внутреннего яруса занимает торжественно-величавый образ Бога Отца, благословляющего все сущее. По сторонам — Богоматерь и Иоанн Креститель, далее — музицирующие ангелы. Роскошные одеяния, усыпанные драгоценными камнями, создают впечатление райского великолепия, которое внезапно и драматически прерывается по краям обнаженными, натуралистически угловатыми фигурами Адама и Евы. В середине нижнего яруса — самая большая композиция алтаря — сцена многолюдного поклонения жертвенному агнцу, символизирующему Христа; действие разворачивается на высоком плато, в земном раю, где северная флора непринужденно сочетается с южной — пальмами и апельсиновыми деревьями, позади же расстилаются пейзажные дали. Таким образом, центральному символу божественного Искупления поклоняются не только сонмы праведников, но как бы вся земля, что подчеркнуто, с одной стороны, космической масштабностью природы, а с другой — ювелирной выписанностью деталей (таких, как цветок ландыша или отражение окна на драгоценной броши).

Другие произведения

Тот же мистический реализм, гармонично сочетающийся с восхищением предметной красотой материального мира, свойствен и другим произведениям художника — в первую очередь «Мадонне канцлера Ролена» (Лувр, Париж) и «Мадонне каноника ван дер Пале» (Муниципальная художественная галерея, Брюгге); обе — около 1436. Во всех своих религиозных композициях (в том числе в, вероятно, несколько более раннем «Благовещении» (Метрополитен-Музей, Нью-Йорк) мастер виртуозно пользуется принципом «скрытого символизма», сочетая богословские аллегории с безукоризненной верностью натуре.

Образы заказчиков, например, престарелого ван дер Пале, свидетельствуют и о выдающемся даровании портретиста — Ян Ван Эйк явился одним из первых в Европе мастеров портрета, выделив его в самостоятельный жанр. В этих погрудных композициях центром внимания является лицо, выступающее на темном фоне, — внешне бесстрастное, оно тонко передает богатство внутренней жизни. Среди лучших работ такого рода так называемый «Тимофей» (1432), «Человек в красном головном уборе» (1433; оба — в Национальной галерее, Лондон), а также портрет жены художника Маргареты Ван Эйк (1439, Муниципальная художественная галерея, Брюгге). Наиболее знаменит портрет супружеской четы, который традиционно принято считать изображением итальянского купца Дж. Арнольфини и его жены Дж. Ченами (1434, Национальная галерея, Лондон). Супруги представлены в момент заключения брачного договора в рост в домашнем интерьере. Сосредоточенная серьезность жестов и поз, само пространство, насыщенное символическими деталями, воплощают идею семьи как «малой церкви», полной покоя и доброты.