Piplz.ru - Сайт о людях и для людей!
Сайт о людях - биографии знаменитостей, статьи, новости.
Навигация
Меню
Разделы сайта
Опросы
Какая информация на сайте Вас заинтересовала?

Фотографии знаменитых людей
Биографии исторических личностей
Биографии современных знаменитостей
Новости из жизни публичных людей

  Поиск




Абдрашитов Вадим Юсупович — биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация.


Абдрашитов Вадим Юсупович (р. 19 января 1945, Харьков), российский кинорежиссер, народный артист России (1992). Лауреат Государственной премии России (1984) и Государственной премии СССР (1991).

Бремя «шестидесятничества»

Сын офицера, Вадим Абдарашитов в 1959-1961 учился в Алма-Атинском техникуме железнодорожного транспорта, в 1961-1964 — в Московском физико-техническом институте. Еще в школьные годы он занимался в театральных студиях. В МФТИ он работал в институтской многотиражке, фотографировал и решил посвятить себя кино. Поэтому он перевелся в Московский химико-технологический институт, где в то время действовала сильная любительская киностудия. После окончания института в 1967 Абдарашитов три года отрабатывал на Московском электровакуумном заводе, сначала мастером, а затем начальником цеха.

В 1970 он поступил на режиссерский факультет ВГИКа (мастерская М. И. Ромма и Л. А. Кулиджанова). Первая студенческая работа Абдрашитова, немой шестиминутный документальный этюд «Репортаж с асфальта», удостоилась высокой оценки Ромма. В этой миниатюре был целый мир. Город, внимательно рассмотренный и запечатленный скрытой камерой, — модель жизни, системы. Каток социума и человеческая индивидуальность. Эта зарисовка содержала зерна многих ведущих тем и проблем, предвосхищая интонации, графику почерка — все, что позднее назовут режиссурой Абдрашитова. В 1974 он успешно защитил свою дпломную работу — сатирическую комедию по рассказу Григория Горина «Остановите Потапова!»

В соавторстве с Миндадзе

Молодого режиссера пригласил на работу в «Мосфильм» руководитель творческого объединения «Товарищ» Юлий Райзман. Здесь Абдарашитов встретился со сценаристом Александром Миндадзе. Творческое содружество режиссера и кинодраматурга оказалось чрезвычайно плодотворным. За 25 лет совместной работы они создали 10 фильмов: «Слово для защиты» (1976), «Поворот» (1978), «Охота на лис» (1980), «Остановился поезд» (1982), «Парад планет» (1984», «Плюмбум, или Опасная игра» (1986), «Слуга» (1988), «Армавир» (1991), «Пьеса для пассажира» (1995), «Время танцора» (1997).

Приверженность Миндадзе и Абдрашитова к современности в искусстве не конъюнктурна. Время их собственной жизни становится временем их фильмов, не только поспевающих за быстротекущими социальными процессами, но способных постигать их заранее, предсказывать. «Остановился поезд» (1982) в своем нравственно-публицистическом пространстве сфокусировал энергию критического самопознания общества.

«Охота на лис» (1980) стал одним из самых советских и одновременно антисоветских фильмов. По материалу, типу героя, фактуре жизни — насквозь советский. По силе социально-аналитической и социально-критической—тотально антисоветский. Полное недоверие господствующей идеологии и мифологии и полное доверие самой реальности. Демифологизация ими не постулировалась, не заявлялась публично, но работала как безотказный эстетический механизм. И в этом смысле было важно все: предпочтение, отдаваемое подлинным интерьерам перед самой хорошей, декорацией; выезд на съемки в провинцию, ближе к обыденной, среднеарифметической советской действительности; интерес к обычным людям в необычной ситуации.

Перестроечные ленты

Иррациональное в предыдущих картинах Абдрашитова переросло в фантастическое в фильме «Парад планет» (1985). Герои, оставаясь вполне живыми, социально-конкретными, узнаваемыми, превращались в собственную тень, в духов. Этот фильм, несомненно, открыл какой-то новый этап в творчестве Абдрашитова, который вместил в себя не только «Парад планет», но и «Плюмбум» (1986) и «Слугу» (1988).

Герои этих фильмов — социальные типы и даже социальные силы, персонифицированные в нечеловеческих, можно сказать, адских фигурах. Конечно, Роман Чутко — обычный советский школьник, но он же Плюмбум и не просто мальчик, а робот. Двойное название фильма — «Плюмбум, или опасная игра» — задавало двойственность восприятия. Оно могло быть реально-ирреальным. В «Слуге» реальное полностью растворялось в фантасмагорической, загадочной картине событий и лиц. Есть Хозяин и Слуга, может быть, бывшие секретарь обкома и его персональный шофер. Не их прошлое, а их вечное интересует авторов. Не имеющая предела и конца зависимость подчиненного от властвующего, желающего от исполняющего эти желания, слуги от хозяина и хозяина от слуги.

Перелом

На эпоху краха, погружения в историю шестой части мира под названием СССР, пришлась работа над фильмом «Армавир» (1991). Самой впечатляющей сценой его стало крушение парохода, ушедшего на дно, на наших глазах, мгновенно. Когда фильм дошел до экрана, в 1992, в зрительном зале сидели пережившие крушение корабля страны. К ним была обращена несложная, но мучительно добытая итоговая мысль «Армавира»: наше спасение в памяти людей.

Следующий фильм «Пьеса для пассажира» вышел только в 1995 (премия «Серебряный медведь» на Берлинском кинофестивале ). Странная история встречи осужденного и осудившего его судьи. Сегодня первый — преуспевающий бизнесмен, второй — проводник поезда. Обмен ролями и жертва берет на себя обязанности палача. И полный провал плана мести, когда каждый шаг по его осуществлению, делает палача все более грешным и несчастным, а жертву все более счастливой. Снова схвачено из массового сознания, а скорее подсознания. Пир суицида, который устраивает себе отчаявшийся палач, — сцена-приговор мести себе как системе отношений к жизни, другим.

Эти два фильма 1990-х годов принадлежат переходному, мучительному периоду, кризисному состоянию Абдрашитова. В конце 1997 вышла десятая совместная картина Абдрашитова и Миндадзе «Время танцора», ознаменовавшая собой шаг к преодолению кризиса.