Piplz.ru - Сайт о людях и для людей!
Сайт о людях - биографии знаменитостей, статьи, новости.
Навигация
Меню
Разделы сайта
Опросы
Какая информация на сайте Вас заинтересовала?

Фотографии знаменитых людей
Биографии исторических личностей
Биографии современных знаменитостей
Новости из жизни публичных людей

  Поиск




Шпильрейн Сабина - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация.


Сабина Николаевна Шпильрейн (1885, Ростов-на-Дону - 1942, Ростов-на-Дону) - русский психоаналитик еврейского происхождения. В 1904 год в возрасте 18 лет поступила в психиатрическую клинику в Цюрихе, где встретила молодого доктора Карла Густава Юнга, который лечил её психоз в течение одного года. В это время, как полагают, началась их любовная связь, которая длилась около 7 лет. В июне 1905 после выписки из клиники она поступает на Медицинский факультет в Университет Цюриха, который оканчивает в 1911 году, с дипломной работой по шизофрении "Uber den psychologischen Inhalt eines Falles von Schizophrenie", которую Юнг использовал для своих собственных исследований в 1912 году. Шпильрейн утверждает, что сумасшедшие избегают заниматься сексом, поскольку в их представлении он связан со страхом распада. В соприкосновении с другим, они боятся утратить самих себя, растворившись в своём партнёре. Поэтому, по её мнению, шизофренический пациент формирует бред в котором отбрасывает факт различия полов и создаёт замену реального взаимодействия между полами фантастическими отношениями. Поднятая Шпильрейн тема утраты собственного я вызвала большой резонанс в аналитическом сообществе и стала центральной для всех её последующих исследований.

Шпильрейн покидает Цюрих в 1911 году, но поддерживает переписку с Юнгом до 1919 года, несмотря на то, что Юнг перестаёт заниматься психоанализом и начинает создавать свою альтернативную психологическую доктрину. Сперва она переезжает в Вену, где сближается с группой Фройда. Здесь же она знакомится с русским психоаналитиком Павлом Шефтелем, который становится её мужем в 1912, а в следующем году у них рождается дочь Рената. В 1923 году они возвращаются в Советский Союз, в котором в то время под патронажем Льва Троцкого активно развивался психоанализ. Сперва семья поселяется в Москве, замет перебирается в Росто-на-Дону, где Сабина Шпильрейн основывает детскую психиатрическую больницу и начинает преподавать в университете.

Несмотря на то, что в 1924 году психоанализ в России попадает под запрет властей, Шпильрейн продолжает нелегальную психоаналитическую практику. В 1935 - 1937 годах во время партийных чисток, трое её братьев бесследно исчезают. В 1938 году умирает муж Павел Шефтель. В 1941 году Ростов-на-Дону оккупируют фашисты. Шпильрейн отказывается бежать из родного города, считая план уничтожения евреев - дезинформацией со стороны советских властей. Но в августе 1942 году как и многие евреи, Сабина Шпильрейн и две её дочери были расстреляны в синагоге. До настоящего времени не сохранилось ни одной личной фотографии Сабины Шпильрейн, поэтому мы можем только представлять "великолепную гордость этой женщины", о которой писал Юнг.

В истории психоанализа она осталась как автор всемирно известной работы "Деструкция как причина становления" (её доторская диссерация 1912 года, защищённая в Вене), которая стала фундаментом для исследований влечения смерти Фройда. Поэтому Колин Ковингтон и Барбара Уортон называют Сабину Шпильрейн "забытым пионером психоанализа". В диссертации она впервые ставит наиболее сложный и важный вопрос всей аналитической теории и практики, вопрос о влечении к смерти.

Сабина Шпильрейн объясняет истоки мазохизма именно через первичное, лежащее в самом основании человеческого бытия, влечение к смерти. Которое может быть описано как "мы-опыт", противостоящий "я-опыту", а значит нацеленный на разрушение собственного я человека. В то же время, распад личности и регрессия к "мы-опыту" может приносить и позитивные плоды, поскольку является источником социального прогресса и культурного развития. Она заключает, что деструкция собственного я является причиной для развития новых социальных форм. В распаде мы всегда можем найти основания для нового становления.

Проблема состоит в том, что на практике почти невозможно разнести сексуальное влечение и влечение к смерти, они всегда являются в сплаве. В своей главной работе позднего периода "По ту сторону принципа удовольствия" (1920) Зигмунд Фройд пишет: "В одной богатой содержанием и мыслями работе, к сожалению не совсем понятной для меня, Сабина Шпильрейн предвосхитила значительную часть этих рассуждений. Она обозначает садистический компонент сексуального влечения как "деструктивное" влечение". Фройд полагал, что сексуальное влечение и влечение к смерти описываются одним и тем же принципом удовольствия, поэтому их противонаправленность весьма сомнительна. Как сексуальное взаимодействия, так и деструкция приносят разрядку влечений то есть связаны с удовольствием, в отличие от принципа навязчивого повторения, который, с точки зрения Фройда, находится по ту сторону принципа удовольствия.

Хотя её диссертация была актуальной и создала почву для дальнейшего поиска и исследований Фройда (который в переписке советовался со Шпильрейн) и его учеников, сама Сабина Шпильрейн в силу разных обстоятельств не создала своей школы и не имела последователей. Как и идеи её учителя Карла Густава Юнга, теория Сабины Шпильрейн имеет незначительное влияние в современном психоанализе.

Spielreain S. Die Destruktion als Ursache des Werdens.// Jahrbuch fur Psychoanalyse. No. 4, 1912; English version: Destruction as Cause of Becoming. (2004);
Spielreain S. Diario di una segreta simmetria (1980);
Spielreain S. Journals de 1907 et 1908. in Bloc-Notes de la Psychoanalyse No. 3, 1983;

О Сабине Шпильрейн:

Alnaes K. Verdadera Historia de Sabina Spielrein. (2005);
Carotenuto A. A Secret Symmetry: Sabina Spielrein between Jung and Freud. (1982; 1983); Hayman R. A Life of Jung. (2001);
Kerr J. A Most Dangerous Method: The Story of Jung, Freud, and Sabina Spielrein (1993);
Martynkewicz W. Sabina Spielrein and Carl Gustav Jung: Eine Fallgeschichte (2003)
Sabina Spielrein: Forgotten Pioneer of Psychoanalysis. Ed. by Coline Covington and Barbara Wharton. (2003)




Перевод с английского: www.isfp.co.uk/russian_thinkers/

  • Дмитрий Ольшанский

  • Группа Лакановского психоанализа

    e-mail: olshansky@hotmail.com

    web: http://olshansky.sitecity.ru