Шпильрейн покидает Цюрих в 1911 году, но поддерживает переписку с Юнгом до 1919 года, несмотря на то, что Юнг перестаёт заниматься психоанализом и начинает создавать свою альтернативную психологическую доктрину. Сперва она переезжает в Вену, где сближается с группой Фройда. Здесь же она знакомится с русским психоаналитиком Павлом Шефтелем, который становится её мужем в 1912, а в следующем году у них рождается дочь Рената. В 1923 году они возвращаются в Советский Союз, в котором в то время под патронажем Льва Троцкого активно развивался психоанализ. Сперва семья поселяется в Москве, замет перебирается в Росто-на-Дону, где Сабина Шпильрейн основывает детскую психиатрическую больницу и начинает преподавать в университете.
Несмотря на то, что в 1924 году психоанализ в России попадает под запрет властей, Шпильрейн продолжает нелегальную психоаналитическую практику. В 1935 - 1937 годах во время партийных чисток, трое её братьев бесследно исчезают. В 1938 году умирает муж Павел Шефтель. В 1941 году Ростов-на-Дону оккупируют фашисты. Шпильрейн отказывается бежать из родного города, считая план уничтожения евреев - дезинформацией со стороны советских властей. Но в августе 1942 году как и многие евреи, Сабина Шпильрейн и две её дочери были расстреляны в синагоге. До настоящего времени не сохранилось ни одной личной фотографии Сабины Шпильрейн, поэтому мы можем только представлять "великолепную гордость этой женщины", о которой писал Юнг.
В истории психоанализа она осталась как автор всемирно известной работы "Деструкция как причина становления" (её доторская диссерация 1912 года, защищённая в Вене), которая стала фундаментом для исследований влечения смерти Фройда. Поэтому Колин Ковингтон и Барбара Уортон называют Сабину Шпильрейн "забытым пионером психоанализа". В диссертации она впервые ставит наиболее сложный и важный вопрос всей аналитической теории и практики, вопрос о влечении к смерти.
Сабина Шпильрейн объясняет истоки мазохизма именно через первичное, лежащее в самом основании человеческого бытия, влечение к смерти. Которое может быть описано как "мы-опыт", противостоящий "я-опыту", а значит нацеленный на разрушение собственного я человека. В то же время, распад личности и регрессия к "мы-опыту" может приносить и позитивные плоды, поскольку является источником социального прогресса и культурного развития. Она заключает, что деструкция собственного я является причиной для развития новых социальных форм. В распаде мы всегда можем найти основания для нового становления.
Проблема состоит в том, что на практике почти невозможно разнести сексуальное влечение и влечение к смерти, они всегда являются в сплаве. В своей главной работе позднего периода "По ту сторону принципа удовольствия" (1920) Зигмунд Фройд пишет: "В одной богатой содержанием и мыслями работе, к сожалению не совсем понятной для меня, Сабина Шпильрейн предвосхитила значительную часть этих рассуждений. Она обозначает садистический компонент сексуального влечения как "деструктивное" влечение". Фройд полагал, что сексуальное влечение и влечение к смерти описываются одним и тем же принципом удовольствия, поэтому их противонаправленность весьма сомнительна. Как сексуальное взаимодействия, так и деструкция приносят разрядку влечений то есть связаны с удовольствием, в отличие от принципа навязчивого повторения, который, с точки зрения Фройда, находится по ту сторону принципа удовольствия.
Хотя её диссертация была актуальной и создала почву для дальнейшего поиска и исследований Фройда (который в переписке советовался со Шпильрейн) и его учеников, сама Сабина Шпильрейн в силу разных обстоятельств не создала своей школы и не имела последователей. Как и идеи её учителя Карла Густава Юнга, теория Сабины Шпильрейн имеет незначительное влияние в современном психоанализе.
Spielreain S. Die Destruktion als Ursache des Werdens.// Jahrbuch fur Psychoanalyse. No. 4, 1912; English version: Destruction as Cause of Becoming. (2004);
Spielreain S. Diario di una segreta simmetria (1980);
Spielreain S. Journals de 1907 et 1908. in Bloc-Notes de la Psychoanalyse No. 3, 1983;
О Сабине Шпильрейн:
Alnaes K. Verdadera Historia de Sabina Spielrein. (2005);
Carotenuto A. A Secret Symmetry: Sabina Spielrein between Jung and Freud. (1982; 1983); Hayman R. A Life of Jung. (2001);
Kerr J. A Most Dangerous Method: The Story of Jung, Freud, and Sabina Spielrein (1993);
Martynkewicz W. Sabina Spielrein and Carl Gustav Jung: Eine Fallgeschichte (2003)
Sabina Spielrein: Forgotten Pioneer of Psychoanalysis. Ed. by Coline Covington and Barbara Wharton. (2003)
Перевод с английского: www.isfp.co.uk/russian_thinkers/
Группа Лакановского психоанализа
e-mail: olshansky@hotmail.com
web: http://olshansky.sitecity.ru