Piplz.ru - Сайт о людях и для людей!
Сайт о людях - биографии знаменитостей, статьи, новости.
Навигация
Меню
Разделы сайта
Опросы
Какая информация на сайте Вас заинтересовала?

Фотографии знаменитых людей
Биографии исторических личностей
Биографии современных знаменитостей
Новости из жизни публичных людей

  Поиск




Скотт Вальтер - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация.


СКОТТ (Scott), сэр Вальтер (Уолтер) (15 августа 1771, Эдинбург - 21 сентября 1832, Абботсфорд, Шотландия), шотландский писатель.

Родился в семье адвоката. В младенчестве перенес полиомиелит и на всю жизнь остался хромым. С детских лет он проникся духом шотландской истории, поэзией народных баллад и легенд, ландшафтом равнинной и горной Шотландии. Готовя себя к юридической карьере, он в 1792 в Эдинбургском университете сдал экзамен на адвоката. Тогда же начал собирать старинные шотландские баллады и песни. С этих пор выступал на двух поприщах: литературном и судейском. С декабря 1799 и до конца жизни Скотт занимал должность главного судьи графства Селкиркшир, с 1806 был секретарем Высшего суда Шотландии по гражданским делам.

Личность примечательного человека

Был он личностью на удивление гармоничной и целостной - если учесть полярную подчас природу стремлений, убеждений и ценностей, из которых эта личность сложилась. Неистребимый романтик в душе, Скотт оценивал реальную жизнь по ее законам и считался с ее реалиями. Так, ярый патриот Шотландии ("Попробуйте нас рас-шотландить - горько пожалеете", - как-то заметил он), Скотт выступал против крайностей национализма, был верноподданным Британской короны и в 1820 с благодарностью принял от Георга IV титул баронета. Демократ и аристократ в одном лице, он уважал труженика, гордился тем, что в его жилах течет кровь благородных шотландских родов, и почитал здравствующего главу своего клана. Он с одинаковой простотой и учтивостью разговаривал с безграмотным пахарем, с коллегой-литератором и с самим королем.

В политических сварах между ретроградами-тори и либералами-вигами, перекинувшихся и на страницы литературных журналов, Скотт не становился ни на одну сторону, неизменно выступая с позиций третьей - доброй воли и здравого смысла. Любящий сын, муж и отец, друг своих друзей (врагов у него не было), он был судьей, почитая за лучшее сажать деревья, а не людей. Убежденный консерватор, свято чтивший традиции, он всегда был открыт новым веяниям, жил в свое время и своим временем. Построенный им на берегу Твида Абботсфорд символично раскрывает личность его владельца: дом-крепость-замок в старинном шотландском духе - с огромной библиотекой, газовым светом и ватерклозетами. Несмотря на то что он всю жизнь маялся различными недугами, Скотт обожал застолья, был хлебосольным хозяином. Заработал пером много денег, разорился по милости своих издателя и типографа и умер, надорвав силы работой, чтобы расплатиться с кредиторами. Все его долги (120 тыс. фунтов) были выплачены только к 1847 благодаря продаже авторских прав.

Национальный бард

Литературный дебют Скотта - перевод двух поэм немецкого романтика Г. Бюргера (1796) - прошел незамеченным. Но два первых тома собранных и отредактированных им "Песен Шотландской границы" (1802) снискали ему известность. Поэма "Песнь последнего менестреля" (1805) прославила его имя: ею зачитывались в Англии и Шотландии, столицах и провинции, отрывки из нее заучивали наизусть и переписывали. Эта поэма и последовавшие за ней "Мармион" (1808), "Дева озера" (1810), "Рокби" (1813) и другие, а также сборник баллад и лирики (1806) поставили Скотта в ряд славной плеяды поэтов-романтиков Британских островов, со многими из которых - Вордсвортом, Байроном, Кольриджем, Саути, ирландцем Томасом Муром - Скотт поддерживал дружеские отношения. Мода превратила его в литературного "льва", чем он тяготился, но та же мода породила у читателей многолетний интерес к истории и поэзии Шотландии. Интерес этот вспыхнул с новой силой, когда один за другим начали издаваться романы Скотта.

"Великий Инкогнито"

Писатель создал 26 романов, причем только один - "Сент-Ронанские воды" (1823) - посвящен современности, действие остальных отнесено в прошлое и разворачивается большей частью в Шотландии. Они неравноценны и к концу жизни Скотта все чаще несут следы усталости и болезни их автора, но лучшие из них вошли в золотой фонд мировой классики и определили развитие европейского исторического и просто романа в 19 в.: "Отец наш Вальтер Скотт" (Бальзак).

Первый роман, "Уэверли", появился в 1814 без указания имени автора. Выходившие следом имели на титульном листе "Сочинение автора "Уэверли" либо печатались как "Рассказы трактирщика", якобы записанные школьным учителем и псаломщиком Джедедией Клейшботэмом. На протяжении дюжины лет Скотт с озорством мальчишки и мастерством истинного артиста внушал читающей публике, что не имеет отношения к собственным романам. Их таинственного автора в обществе называли "Великим Инкогнито".

Великий романист

Романы Скотта, как правило, посвящены переломным или, по крайней мере, значительным историческим событиям, а их герой, он же зачастую и рассказчик, волею обстоятельств оказывается между противоборствующими сторонами накануне или в час решающей схватки. За некоторыми исключениями, такими как Фрэнк Осбалдистон ("Роб Рой", 1818), Дженни Динс ("Эдинбургская темница", 1818) или Квентин Дорвард из одноименного романа (1823), их характеры маловыразительны и неглубоки, поскольку их функция - "замыкать" на себя основные сюжетные линии повествования, вводить в него и представлять читателю собственно участников исторического действа.

Именно в обрисовке последних художественное мастерство Скотта проявилось в полную силу. Из-под его пера возникли яркие, живые, многомерные и своеобразные характеры вымышленных персонажей второго-третьего плана, этих рядовых исторического процесса, например пуритан, прежде всего старухи Моз и ее сына Кадди ("Пуритане", 1816), капитана Дугалда Дальгетти ("Легенда о Монтрозе", 1819), свинопаса Гурта и шута Вамбы ("Айвенго", 1820). Однако не менее живыми предстали и реальные исторические личности: Роб Рой, воплощение шотландского национального характера; фанатики Берли и Клеверхаус ("Пуритане"), королева Елизавета ("Кенилворт", 1821), Кромвель ("Вудсток", 1826), коварный и мудрый "государственник" Людовик XI ("Квентин Дорвард"). Раскрывая мотивы и психологию поступков тех и других, сопрягая их личные судьбы с ходом событий, Скотт показал, как в своей совокупности их разнонаправленные действия приводят в движение саму историю и как, творя историю, они, в свою очередь, сами становятся ее творением, ибо она, история, накладывает печать на их личность и мировосприятие. Этот историзм мышления и творчества - великое открытие Скотта-романиста, равно как и мастерство передачи исторического времени и места, увлекательная интрига и пластика описаний - выдающееся достижение Скотта-художника.