Иоганн Адам Вейсгаупт появился на свет 6 февраля 1748 года в Ингольштадте, расположенном в Баварии (часть современной Германии). Ему было всего 5 лет, когда он потерял отца, Иоганна Георга, профессора права в Университете Ингольштадта. Юношу воспитал его крестный отец, немецкий педагог и директор Университета Ингольштадта, который записал его в иезуитскую школу, когда ему было 7 лет. На Адама сильно повлиял рационализм Иоганна, его философия. Вейсгаупт получил степень доктора права в 1768 году. Он стал профессором в 1772 году. В 1775 году Адам познакомился с эмпирической философией немецкого философа и профессора Геттингенского университета Иоганна Георга Генриха Федера, вместе с которым позже выступил против кантовского идеализма. Он читал всех французских философов Просвещения того времени. Однако в первую очередь оказался под впечатлением от философии Федера об эмпиризме. Юноша был удовлетворен, узнав, что другие также выступают против наследственной монархии и римско-католической церкви, которая, по его словам, подавляла свободу мысли, философ предпочитал науку и рациональное мышление чувствам и вере. Существующие немецкие тайные общества разочаровали его, и он решил сформировать разновидность «озарения», набор радикальных идей.
Адам потерял работу в университете. Затем бежал из Баварии и прожил остаток своей жизни в Готе, Саксония. Там стал профессором философии в Геттингенском университете. Философ написал серию работ, основанных на идеологиях «Иллюминатов». В его работах говорилось о желании автора обучать последователей «Иллюминатов» «высочайшим уровням гуманности и нравственности». Его учения основывались на верховенстве «Разума» в сочетании с духом «Золотого правила не делать другим того, чего не хотел бы делать с себе». Адам был человеком, который пытался привить идеи добродетели, благотворительности, социальной справедливости и морали, но, к сожалению, стал одной из самых ненавистных фигур в истории из-за «конспирологического мышления» 21 века. Среди тех, кто был полностью против идеологии Адама, следует отметить Огюстена Баррюэля и Джона Робинсона, которые называли его «человеческим дьяволом» и считали, что его миссии способствовали разрушению. «Иллюминаты» даже считались движущей силой убийства Кеннеди. Идеи философа повлияли на несколько популярных художественных произведений, таких как «Ангелы и демоны» Дэна Брауна и «Маятник Фуко» Умберто Эко.
Вейсгаупт женился на Анне Марии Саузенхофер (1760–1846) из Айхштетта в 1783 году. У них было две дочери, Нанетт (1790–1853) и Шарлотта Мариан (1792–1867), и четыре сына, Вильгельм Дамиан (1784–1802), Карл Романус (1787–1853), Франц Эдуард (1786–1864) и Альфред (1795–1872). Философ умер 18 ноября 1830 года в Готе, Германия. Причина его смерти неизвестна. Похоронен рядом с сыном Вильгельмом.