Piplz.ru - Сайт о людях и для людей!
Сайт о людях - биографии знаменитостей, статьи, новости.
Навигация
Меню
Разделы сайта
Опросы
Какая информация на сайте Вас заинтересовала?

Фотографии знаменитых людей
Биографии исторических личностей
Биографии современных знаменитостей
Новости из жизни публичных людей

  Поиск




Бабанова Мария Ивановна — биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация.


Бабанова Мария Ивановна [29 октября (11 ноября) 1900, Москва — 20 марта 1983, там же], российская актриса. Народная артистка СССР (1941). Сталинская премия (1941).

В 1919 поступила в театральную студию, которой руководил Ф. Ф. Комиссаржевский. С 1920 — в 1-м Театре РСФСР. После закрытия театра с группой актеров Бабанова перешла в Государственные высшие режиссерские мастерские, руководимые В. Э. Мейерхольдом (впоследствии влились в Театр им. Мейерхольда). В 1922 была принята в труппу Театра Революции и до 1927 работала одновременно в двух театрах; с 1927 и до конца жизни — в Театре Революции (с 1954 — Московский театр им. Вл. Маяковского).

Сотрудничество с Мейерхольдом оказало огромное влияние на весь последующий творческий путь актрисы. Первой крупной ролью Бабановой была Стелла в «Великодушном рогоносце» Ф. Кроммелинка (1922), сразу привлекшая к ней всеобщее внимание. Полина в «Доходном месте» А. Н. Островского (1923), Марья Антоновна в «Ревизоре» Н. В. Гоголя (1926) и даже эпизодические роли, созданные Бабановой под руководством Мейерхольда в спектаклях «Озеро Люль» (1923) и «Учитель Бубус» (1925) А. М. Файко, «Рычи, Китай!» С. М. Третьякова (1926), становились театральными событиями. Для игры актрисы в 1920-30-х годах были характерны высочайшая актерская техника, чистота стиля, проникновение в глубину образа.

Первой ролью в Театре Революции после трагического разрыва с Мейерхольдом был мальчик Гога в «Человеке с портфелем» Файко (1928); в этой работе сочеталось влияние мхатовской школы (режиссером был А. Д. Дикий) с отточенностью формы, свойственной школе Мейерхольда. Созданные в пьесах Н. Ф. Погодина роли Анки («Поэма о топоре», 1931), Колокольчиковой («Мой друг», 1932), Маши («После бала», 1934) были пронизаны острым чувством современности. В сыгранной в 1935 шекспировской Джульетте Бабанова акцентировала контраст между внешней хрупкостью, детской беззащитностью и той безграничной силой духа, которую обретала ее героиня в любви к своему избраннику, бросая вызов окружающему ее миру. В роли своенравной Дианы («Собака на сене» Лопе де Вега, 1937) проявились присущая Бабановой комедийная легкость, задор. Классикой в истории советского театра стала бабановская Таня («Таня» А. Н. Арбузова, 1939), в роли которой, несмотря на ходульность образа эпохи соцреализма, актриса сумела передать лишенное фальши подлинное чувство. В 1956 она сыграла 1000-й спектакль.

Актерской манере Бабановой были присущи эмоциональность, лиризм в сочетании со строгой выверенностью формы, точным отбором деталей. Ее природный дар — удивительный голос, высокий и очень мелодичный, — вместе с неповторимой «бабановской» интонацией играл особую роль в сценическом облике актрисы.

С конца 1940-х годов Бабанова часто находилась в вынужденном творческом простое. Среди ролей: «Софья» («Зыковы» М. Горького, 1951), Кей («Украденная жизнь» К. Моримото, 1959), Лидия Самойловна («Мария» А. Д. Салынского, 1970; Государственная премия РСФСР, 1972), Москалева («Дядюшкин сон» по Ф. М. Достоевскому, 1971). Последняя роль — Жена в спектакле МХАТа «Все кончено» Э. Олби (1979).

С большим успехом работала на радио, где создала такие выдающиеся работы, как «Маленький принц» А. Сент-Экзюпери, сказки Г. Х. Андерсена «Оле-Лукойе» и «Ель» и др.