Piplz.ru - Сайт о людях и для людей!
Сайт о людях - биографии знаменитостей, статьи, новости.
Навигация
Меню
Разделы сайта
Опросы
Какая информация на сайте Вас заинтересовала?

Фотографии знаменитых людей
Биографии исторических личностей
Биографии современных знаменитостей
Новости из жизни публичных людей

  Поиск




Альтман Натан Исаевич — биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация.


Альтман Натан Исаевич (1889-1970), российский живописец, скульптор и график, заслуженный художник России (1968). В ранний период испытал влияние авангардизма(кубизм и др.). Живописные портреты («Анна Ахматова», 1914), иллюстрации, оформление спектаклей. Выполнил с натуры скульптурный портрет (1920) и серию зарисовок В. И. Ленина.




Альтман Натан Исаевич [10 (22) декабря 1889, Винница — 12 декабря 1970, Ленинград], русский художник. Обращаясь к самым различным видам изобразительного творчества, прошел сложный путь от древних традиций к авангарду, сохраняя (даже в годы господства социалистического реализма) приверженность к острой, экспериментальной выразительности художественных форм.

«Еврейское возрождение» и стиль модерн

Учился в Одесском художественном училище (1902-07) и в частных студиях Парижа (1910-11). Жил преимущественно в Петербурге (1912-21 и с 1936) и в Москве (1921-28).

Молодой мастер вошел (подобно М. З. Шагалу) в число видных деятелей «Еврейского ренессанса», — как принято называть активно проявившийся в предреволюционный период художественный интерес к новому воплощению символов и мотивов иудейского религиозного искусства и фольклора. В 1916 стал одним из основателей «Еврейского общества поощрения художеств». Среди характерных его произведений этого круга — графические циклы «Еврейская графика» и «Картинки Натана Альтмана» (1914-16), обложки альманахов «Сборники Сафрут» (1917) и нотных изданий «Культур-Лиги» (1918).

Национальная романтика древности самобытно соединилась в искусстве Альтмана с изысканной ритмикой модерна. Обнажая внутреннюю структуру образа, он последовательно шел к кубизму и футуризму. Его «Портрет Анны Ахматовой» (1914, Русский музей) многие считают лучшим в иконографии великой поэтессы: ее чопорная и гордая, нервно-отчужденная фигура представлена в окружении кристаллических, прохладных по колориту форм. В те же годы он обнаружил и незаурядное дарование скульптора, и здесь продвигаясь от модерна к кубофутуристическому стилю, к полуабстрактной игре ритмических структур. С 1916 был членом авангардистского «Союза молодежи».

Революционный карнавал

Искусство авангарда впрямую сомкнулось с революцией, и этот союз обрел в творчестве Альтмана особый размах. В 1918 он оформил массовый спектакль режиссера Н. Н. Евреинова, организованный по случаю первой годовщины Октябрьского переворота. Толпы статистов (преимущественно солдат) призваны были воссоздать революцию в виде грандиозного, как бы «космически» всеохватного действа, преображающего вселенную. Футуристические же декорации преобразили исторический центр Петрограда (Дворцовую площадь с подходами к ней), заслоняя и тем самым как бы «разрушая» архитектурные памятники царизма (так подножие Александровского столпа было переоформлено в виде гигантского костра).

Однако «разрушение» это носило откровенно карнавальный, игровой характер. Засвидетельствовав свою лояльность новой власти работой в отделе Изо Наркомпроса, а также исполнив с натуры в 1920 ряд портретов В. И. Ленина, мастер всегда пребывал вольным анархистом в душе. В его футуристических композициях («Петрокоммуна», Русский музей; «Россия. Труд»; обе — 1921) неизменно живет ощущение театральных подмостков, над которыми взмывают легкие, парящие в воздухе конструкции. С этого времени Альтман все активнее выступает и собственно в сценографии, оформляя (в 1920-28) спектакли театра «Габима», а также Государственного еврейского театра (Госет) в Москве.

В Париж и обратно

Отправившись в 1928 вместе с Госетом в европейское турне, художник остался в Париже, прожив там до 1936. Во Франции его революционный, «левый» авангардизм смягчается, уступая — в духе европейской моды межвоенных лет — тенденциям «ар деко»; в его творчестве теперь доминирует не «космос», а камерные, лирические, жанрово-бытовые или пейзажные темы

Когда Альтман вернулся в Советский Союз, в годы строгой соцреалистической регламентации художественной жизни лучшим творческим прибежищем ему (как и ряду других российских мастеров схожего романтико-авангардистского темперамента) часто служила сценография. Он работал художником Еврейского камерного, Ленинградского драматического имени А. С. Пушкина и других театров, но одновременно плодотворно выступал как график-иллюстратор («Петербургские повести» Н. В. Гоголя, 1937), не оставляя и станкового искусства, в том числе скульптуры. В «оттепельно-застойные» годы Альтман как ветеран авангарда служил раскрепощающим примером для творческой молодежи (в том числе и благодаря большой ретроспективе своих работ, состоявшейся в 1968). Оставил содержательные воспоминания.