Piplz.ru - Сайт о людях и для людей!
Сайт о людях - биографии знаменитостей, статьи, новости.
Навигация
Меню
Разделы сайта
Опросы
Какая информация на сайте Вас заинтересовала?

Фотографии знаменитых людей
Биографии исторических личностей
Биографии современных знаменитостей
Новости из жизни публичных людей

  Поиск



хостинг от .masterhost


Пьетро Да Кортона - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация.


ПЬЕТРО ДА КОРТОНА (Pietro da Cortona) (наст. имя Пьетро Берреттини, Berrettini) (1 ноября 1596, Кортона, Ареццо - 16 мая 1669, Рим), итальянский живописец, архитектор.

Один из самых ярких мастеров эпохи барокко, создатель пышных театрализованных фресковых ансамблей во дворцах Рима и Флоренции. Его монументальные циклы росписей, алтарные образы для церквей, станковые живописные работы по заказам аристократии отличались высоким уровнем исполнения и вдохновением. Будучи уроженцем Тосканы, он начинал свою деятельность там, но уже с 1612 года начал работать в Риме. Его талант был замечен папой Урбаном VIII Барберини, ставшим его покровителем. В свою манеру, основанную на принципах классицизма мастеров болонской школы, подражание Карраччи, он привносил живые, полные фантазии детали, динамичные ракурсы, часто заимствованные из античной пластики, а также торжественную и нарядную праздничность.

В ряду лучших произведений художника картина "Мадонна со святыми" (1626-1628, Кортона, Музей этрусской истории), в которой воплотилось все великолепие алтарного барочного образа. В залитом солнцем пространстве словно ощущается движение всех фигур. Пристрастие барокко к сложной символике указывает и богатое аллегорическое содержание. Картина была исполнена по заказу семейства Пассерини и содержит символику духовно-рыцарских орденов, принадлежностью к которой гордились представители этого знатного рода. Полотно на мифологический сюжет "Похищение сабинянок" (1627-1629. Рим, Капитолийские музеи) было написано по заказу другого покровителя художника - римского мецената Саккетти. Классицистически четко продуманная композиция сочетается в нем с бурной, театрализованной экспрессией. Неистовые повороты фигур, возможно, заимствованы из произведений Дж. Л. Бернини, с которым художник сотрудничал и талант которого высоко ценил. Не менее эффектно полотно "Нахождение Ромула и Рема" (1643, Лувр), полное динамики света и цвета. Сюжеты об основании Вечного города высоко ценились просвещенной аристократией, искавшей подтверждения древности своего происхождения. Реминисценции чувственной красоты античного искусства всегда играли большую роль в творчестве художника ("Жертвоприношение Диане", Рим, Национальная галерея старого искусства). Кстати, если вы занимаетесь коллекционированием монет, то присмотреть новые можно на сайте Nominal.club там каждый найдет для себя что-то интересное.

Самой крупной работой Пьетро да Кортона в Риме стала его фреска "Триумф Божественного провидения" (1633-1639, Рим, Палаццо Барберини), написанная в плафоне Главного зала дворца папы Урбана VIII Барберини. Работа в апартаментах дворца была поручена ему совместно с Дж. Л. Бернини. После росписи Галереи Палаццо Фарнезе, исполненной Карраччи, Пьетро да Кортона стал создателем иного типа монументальной барочной росписи со словно прорывающим все преграды, устремлением ввысь небесным пространством, врывающимися в зал облаками, парящими в опоре на них фигурами героев мифов, Священного писания, аллегорических персонажей. Все они словно плывут по небу в окружении рассеянного золотящегося от солнца света. Религиозный сюжет сочетается в них с идеей прославления папы Барберини, как главы католической церкви и ученого, а также его славного рода. Поэтому в роспись введены элементы геральдической символики в виде изображения пчел с расправленными крыльями. За эту грандиозную работу Пьетро да Кортона был удостоен звания князя римской Академии Сан Лука, почетного звания утвердившего его в положении первого художника Рима. В эти годы он имел уже большую престижную мастерскую в Риме и в поздних картинах поручал доработку собственного замысла своим ученикам. Значительной работой художника стали и росписи анфилады парадных залов Палаццо Питти во Флоренции (1640-е), росписи Палаццо Памфили и церкви Кьеза Нуова в Риме.

В архитектуре талант Пьетро да Кортона проявился с не меньшей яркостью. В своих наиболее значительных постройках в Риме - вилле Саккетти (1625-1630), церквях Санти Лука и Мартина (1634-1650), Санта Мария ин виа Лата (1658-1662), Санта Мария делла Паче (1656) он проявил себя как выдающийся зодчий барокко. Поклонник идей Браманте и Палладио, он творчески перерабатывал их наследие. Одним из примеров его большого дарования является, например, ансамбль площади с церковью Санта Мария делла Паче, в котором наглядно воплощены градостроительные принципы римского барокко, органичное пластическое мышление талантливого мастера этой эпохи.

После смерти Гвидо Рени (1642) Пьетро да Кортона перебрался в Болонью, где стал главой местной живописной школы. В самых поздних работах его ранее пышный театрализованный живописный стиль все больше приобретал в период 1642-66 годов черты продуманного аскетизма.